Творения

— Послушай, друг, — сказал я, я не сумасшедший и не вне себя. Было предсказано, что Христос после вознесения на небо освободит нас, как пленников, от заблуждения и даст нам дары. Вот эти слова: «Он взошел на высоту, пленил плен, дал дары человекам» (Пс. 67:18). Итак мы, получивши дары от Христа, восшедшего на высоту, доказываем из слов пророческих, что вы, мудрые в самих себе и знающие в своих собственных глазах, безумны и устами только почитаете Бог а и Христа Его; а мы, наставленные во всей истине, почитаем Его нашими делами, познанием и сердцем, даже до смерти. Впрочем вы, может быть, и потому не решаетесь признать Его Христом, как показывают писания, видимые события и дела, совершаемые именем Его, что боитесь преследования со стороны правителей, которые по действию лукавого и лживого духа, этого змия, не перестанут преследовать и убивать исповедующих имя Христово, до тех пор, пока Он придет опять, сокрушит их всех и воздаст каждому по достоинству.

— Теперь докажи нам, — сказал Трифон, — что тот, Который, по словам твоим, был распят и вознесся на небо, есть Христос Божий. Ты уже достаточно местами из писаний, которые привел прежде, доказал, что Христос должен также пострадать и что Он опять придет со славою и получит вечное царство над всеми народами, и Ему покорится всякая власть; но докажи нам: точно ли ваш Иисус есть тот самый.

— Это, государи мои, для имеющих уши уже доказано даже из того, что вы сами признаете. Но чтобы вы не думали, что я затрудняюсь и не в состоянии представить требуемых доказательств, я исполню это в своем месте, как и обещал, а теперь обращусь к продолжению начатой мною речи.

40. Итак таинство агнца, которого Бог повелел закалать, как пасху, было прообразом Христа, кровью Коего верующие, по вере своей веры в Него, помазывают дома свои, то есть самих себя; ибо тот образ, который Бог сотворил, именно Адам, был обиталищем дыхания Божия, как все вы можете понять. А что и эта заповедь об агнце была дана на время, я докажу так. Бог нигде не позволяет закалать пасхального агнца, как только на том месте, на котором «призвано имя Его» (Вт. 16): потому что Он знал, что после страдания Христа придут дни, когда место Иерусалима будет предано врагам вашим, и все вообще приношения прекратятся. Агнец, которого велено было изжарить всего, был символом страдания крестного, которым имел пострадать Христос. Ибо, когда жарят ягненка, то его располагают на подобие фигуры креста: один вертел проходит чрез него прямо от нижних оконечностей к голове, а другой поперек плечных лопаток, на котором держатся передние ноги ягненка. Подобным образом те два козла во время поста, по повелению одинаковые, из которых одного отпускали, а другого приносили в жертву, возвещали двоякое пришествие Христа: первое, —

Вы также знаете, что и это приношение двух козлов, которых велено было приносить во время поста, не позволено нигде совершать, кроме Иерусалима.

41. И приношение пшеничной муки, государи мои, продолжал я, —

Посему–то Бог о жертвах, которые вы тогда приносили, говорит, как я прежде сказал, чрез Малахию, одного из двенадцати пророков: «нет расположения Моего к вам, говорит Господь, и не приму ваших жертв из рук ваших: потому что от восхода солнечного до запада имя Мое прославлено между народами, и на всяком месте фимиам и жертва чистая приносится имени Моему, ибо имя Мое велико между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» (Мал. 1:10–12). О жертвах же, которые мы — язычники приносим на всяком месте, то есть о хлебе Евхаристии и также о чаше Евхаристии, еще тогда Он предсказывает, присоединяя, что Его имя мы прославляем, а вы оскверняете. И заповедь об обрезании, повелевающая, чтобы младенцы обрезывались непременно в восьмой день, была прообразом истинного обрезания, которым мы обрезались от заблуждения и греха чрез Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в первый день недели; ибо первый день недели, будучи первым из всех дней, однако в счислении всех дней по их кругообороту называется восьмым, хотя и остается первым.

42. Двенадцать звонцев, висевших, согласно с повелением, на длинной одежде первосвященника, были символом двенадцати апостолов, которые были укреплены силою вечного Священника Христа, и голос которых наполнил всю землю славою и благодатью Бога и Христа Его. Поэтому Давид говорит: «голос их прошел по всей земле, и слова их до пределов вселенной» (Пс. 18:4). Также Исаия, как бы от лица апостолов, которые говорят Христу, что люди веруют не проповеди их, а могуществу Его, пославшего их, так взывает: «Господи! кто поверил слуху нашему? И кому открылась мышца Господня? Мы проповедовали пред Ним, как отрок, как корень в земле жаждущей» (Ис. 53:1–2), и прочие слова пророчества которые приведены мною прежде. Слова, сказанные как бы от лица многих: «мы проповедовали пред Ним», с прибавкою: «как отрок» показывают, что злые сделаются слугами Его и будут повиноваться повелениям Его, и все станут как один отрок. Это можно видеть и на теле: хотя считается в нем много членов, однако они все вместе называются и суть единое тело; так и народ и церковь, состоящие из многих по числу людей, но образуя одно целое, обозначаются и называются одним именем. Так, государи мои, продолжал я, — перечисляя и все прочие постановления Моисеевы, я мог бы доказать, что они были прообразами, символами и возвещениями того, что имело случиться со Христом, тех людей, которых вера в Него была предузнана, равно как и действий, которые надлежало совершить Самому Христу. Но так как, по моему, достаточно и того, что я перечислил, то буду продолжать речь по порядку.

43.