Творения

— Если бы — отвечал я, — Христос не имел пострадать, и пророки не предсказали, что чрез беззакония народа Он будет веден на смерть, обесчещен, бит и сочтен между беззаконными, и будет веден как овца на заклание Тот, Коего род, по слову пророка, никто не может изъяснить, — то справедливо можно было бы удивляться. Но если это характеризует и указывает Его всем, то как можем и мы не веровать в Него смело? И все, кто поняли слова пророков, скажут, что это — Он, а не другой, если только они услышат, что Он был распят.

90. — Научи же нас — сказал Трифон — из Писаний, чтобы и мы поверили тебе. Что Христос имеет пострадать и быть веден как овца, мы это знаем; но надлежало ли Ему быть распятым, и так постыдно и бесславно умереть смертью, проклятою в законе, — докажи нам, потому что мы не можем даже понять это.

— Ты знаешь — отвечал я, — что пророки свои слова и действия, как и вы согласились, открывали в притчах и прообразах, прикрывая содержащуюся в них истину, так что многое не могло быть легко понятым всеми, дабы потрудились желающие найти ее и узнать.

— Мы признали это, — сказали они.

— Слушай же — сказал я, — что далее следует. Моисей первый показал это кажущееся проклятие Его посредством знамений, которые он сделал.

— О каких это говоришь ты — спросил Трифон.

— Когда народ — отвечал я — воевал с Амаликом и сын Навина, названный Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Бог у, распростерши руки свои на обе стороны; Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо если он что–нибудь опускал из этого знамения, представлявшего крест, то как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он делал знамение креста. Ибо кто из вас не знает, что та молитва весьма умилостивляет Бога, которая совершается с плачем и слезами, с повержением на землю и коленопреклонением? Таким именно образом ни он сам, ни другой кто сидя на камне не приносил молитв. И даже камень был символом Христа, как я уже показал.

91. — 

— Правду ты сказал: мы не можем объяснить это; я неоднократно спрашивал об этом ваших учителей и никто мне не дал ответа. Поэтому продолжай, что начал говорит; мы со вниманием слушаем твое изъяснение таинства, из–за которого и писания пророков подвергаются ложным обвинениям.

— Итак, — говорил я, — как Бог повелел дать знамение чрез змея и однако он чужд вины, так и в законе положено проклятие на людей распятых, но не положено оно на Христа Божия, чрез Которого Бог спасает всех сделавших достойное проклятия.

95. По закону Моисееву весь род человеческий обретется подверженным проклятию. Ибо говорится: «проклят всякий, кто не пребывает во всем написанном в книге закона, чтобы исполнять это» (Вт. 27:26). Никто вполне не исполнил всего — и вы не осмелились противоречить, — но одни более, а другие менее соблюли заповеди.

И пусть никто из вас не говорит: если Отец восхотел, чтобы он терпел это для того, чтобы язвою Его исцелился род человеческий, то мы никакого не сделали зла. Если будете говорить так, раскаиваясь в грехах, признавая Его Христом и соблюдая заповеди Его, то, как я сказал, вам будет отпущение грехов. Но если проклинаете Его и верующих в Него и когда есть возможность, убиваете их, то как же то, что вы возложили на Него свои руки, не взыщется с вас как людей нечестивых, грешных совершенно жестокосердых и безумных.

96. И сказанное в законе «проклят всякий висящий на дереве» (Вт. 21:23); укрепляет надежду нашу, зависящую от распятого Христа, не потому, что Бог проклинает этого распятого, но потому, что Бог предсказал, что вы и подобные вам имели сделать, не зная того, что Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос. Это, как вы можете видеть, и исполняется. Ибо вы в своих синагогах проклинаете тех, которые сделались чрез Него христианами; также и прочие народы приводят в действие самое проклятие, убивая тех, которые только объявят себя христианами; а мы всем им говорим: вы — братья наши, познайте лучше истину Божию. И когда ни они, ни вы не внимаете нам, но усилено требуете от нас отречься от имени Христова, то мы скорее предпочитаем и претерпеваем смерть, уверенные, что Бог воздаст нам все блага, обещанные чрез Христа. И сверх того мы молимся за вас, чтобы вы получили помилование от Христа. Ибо Он научил нас молиться даже за врагов, говоря: «будьте добры и милосерды, как и Отец ваш небесный» (Лк. 6:36). Мы видим, что Всемогущий Бог благ и милосерд. Он велит восходить солнцу Своему на неблагодарных и на праведных и посылает дождь на святых и на злых, которых, как Он научил, всех будет судить.

97. Не напрасно было и то, что пророк Моисей, когда Он и Аарон поддерживали руки его, до вечера оставался в этом виде. Ибо и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его; а потом Он воскрес в третий день. Об этом Давид возвестил так: «я воззвал голосом моим к Господу и Он услышал меня с горы святой Своей. Я уснул и спал; и опять встал, потому что Господь поддержал меня» (Пс. 3:5–6). Исаия также предсказал, каким образом Он умрет: «Я простирал руки Мои к народу непокорному и прекословящему, к тем, которые ходят путем не добрым» (Ис. 65:2). А о том, что Он воскреснет, тот же Исаия сказал так: «гроб Его был взят из среды» и: «дам богатых за смерть Его» (Ис. 57:2; 53:9). И в другом месте опять Давид о страдании и кресте в таинственном иносказании так сказал в 21–м псалме: «пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все кости Мои: а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои и об одежде Моей бросили жребий» (Пс. 21:16–18). Ибо когда они распяли Его, прикрепивши Его гвоздями, то «пронзили руки и ноги Его», и распявшие Его разделили себе одежды Его и бросивши жребий, каждый предоставил решению жребия, что кому взять. А вы отрицаете, что этот псалом относится ко Христу, будучи слепы во всем и не разумея того, что никто в вашем народе называвшийся царем — помазанником не был при жизни пронзен по рукам и ногам и не умер посредством этого таинства, т. е. распятия, кроме только этого Иисуса.

98. Но я приведу весь псалом, чтобы вы послушали и о благочестии Его к Отцу, и как Он все к Нему относит, просит у Него даже спасения от этой смерти; вместе с тем из этого псалма видно, кто были восставшие на Него, и ясно, что Он сделался по истине человеком, чувствующим страдания. Вот этот псалом: «Боже, Боже мой, воззри на Меня? зачем ты оставил Меня? Слова о прегрешениях Моих далеки от спасения Моего. Боже мой! я буду взывать к Тебе днем и Ты не услышишь Меня, и ночью — и не в незнание Мне. Но Ты живешь во святом месте, похвала Израиля. Отцы наши надеялись на Тебя, они надеялись и Ты освободил их; к Тебе они взывали, и спаслись, на Тебя надеялись и не посрамились. А Я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом. Все видящие Меня смеялись надо Мной и говорили устами, кивая головою: Он надеялся на Господа, пусть освободит Его, пусть спасет Его, потому что Он желает Его. Но Ты извлек Меня из чрева, Ты надежда Моя от сосцов матери Моей; Я привержен к Тебе от утробы, Ты Бог Мой, от чрева матери Моей. Не отступи от Меня, потому что скорбь близка, потому что нет помощника Мне. Множество тельцов окружило Меня, тучные быки обступили Меня, они открыли на Меня рот свой, как лев хищный и рыкающий. Все кости Мои, как вода, выступили и разделились. Сердце Мое сделалось, как воск тающий, в средине внутренности Моей; иссохла сила Моя, как черепок, и язык Мой пристал к гортани Моей, и Ты низвел Меня в прах смертный; ибо множество псов окружило Меня, сборище лукавых обступило Меня. Они пронзили руки и ноги Мои, пересчитали все кости Мои; а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои, и об одежде Моей бросили жребий. Ты же, Господь, не удали Твоей помощи от Меня: обратись на защиту Мою. Освободи душу Мою от оружия, и единородную Мою от лапы пса. Спаси Меня от пасти льва и смирение Мое от рог единорогов. Я поведаю имя Твое братьям Моим, посреди церкви буду воспевать Тебя. Вы, боящиеся Господа, хвалите Его: все семя Иакова! славьте Его; да страшится Его все семя Израиля» (Пс. 21:1–23).