[31] Не должно нас удивлять то обстоятельство, что столь великое счастье мучеников, связанное с миром, с тишиною и спокойствием, начинается временем, с виду мрачным и, так сказать, зимним. Каждый из избранных первоначально должен испытать зимнее время на тесном и узком пути (этой земной жизни (Мф. 7:14)] и через это показать, научился ли он править кормилом, дабы затем воспоследовало то, о чем после перенесенной зимы в книге «Песнь Песней» говорится. А здесь сказано: Возлюбленный мой начал говорить мне: Встань, подруга моя, прекрасная моя, голубица моя! Вот зима уже прошла, дождю конец, он перестал (Песн. 2:10–11). И вы должны помнить, что слово зима пришла следует понимать не иначе, как таким образом, что в теперешнюю зиму (времена преследования христиан) должны вы заявить свою силу и мужество. А когда зима пройдет, дождь кончится и перестанет, тогда цветы покажутся (Песн. 2:12), потому что насажденные в доме Господнем расцветут в преддвериях Бога нашего (Пс. 91:14).

[32] И то должны мы знать, что враг наш, после того как мы были убеждены Иисусом оставить идолов и многобожие, хочет склонить нас к идолослужению не при посредстве слов, но силой. Поэтому–то к тем из нас, над которыми получает он власть, и применяет такое насилие, [т. е. преследования и муки, по внушению диавола применяемые к христианам]. При посредстве этого он пытается обратить нас или в мучеников, или в идолослужителей. Но очень часто говорит он еще и поныне: Все это тебе дам, если падши мне поклонишься (Мф. 4:9).

Будем поэтому бдительны, дабы не воздать нам почитания идолам и не подчиниться демонам. Идолы язычников — именно демоны (Пс. 95:5; 105:37; 1 Кор. 10:20). Но бессмысленным делом было бы покидать сладкое иго Иисуса Христа и Его легкое бремя (Мф. 11:30) и снова склоняться под ярмо демонов и принимать на себя обременительную тяжесть грехов, после того, как поняли мы — сердце идолослужителя пепел и жизнь его никчемнее помета (Прем. 15:10), и после того, как мы объявили, что отцы наши поклонялись ложным идолам и ни один из них не мог пролить дождя на землю (Иер. 14:22).

[33] Навуходоносор приказал некогда выстроить золотую статую и грозил Анании, Азарии и Мисаилу ввергнуть их в раскаленную огнем печь, если они не поклонятся ей (Дан. 3:1–15). Но Навуходоносор и поныне обращается с тем же требованием к нам, пришедшим с той стороны реки и являющимся истинными евреями. Будем подражать святым Анании, Азарии и Мисаилу (Дан. 3:16 и т. д.), дабы и нам ощутить ту небесную росу, которая всякий огонь в нас погасит и наш разум освежит. Может быть, и теперь Аман желает, чтобы вы, новые Мардохеи, ему воздали почитание (Есф. 3:5); вы же должны говорить ему: Не желаю я воздать человеку славу, высшую славы Бога Израилева (Есф. 4:17). Вместе с Даниилом попытаемся словом Божиим разрушить Вила (идола вавилонян) и умертвить дракона (Дан. 14:2—26), дабы львы, когда мы будем близки к пасти их, не причинили нам вреда; напротив, чтобы они, будучи не в состоянии поглотить нас, пожрали бы только виновников настоящего нашего испытания (Дан. 14:22—24; 30—41).

[34] И то должны мы принять к сведению, что предсказания Спасителя о мученичестве содержатся в речах Его не к народу, а к апостолам. После того, как перед тем сказано было: Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и т. д. (Мф. 10:5) — говорится: Остерегайтесь людей: будут они отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям из–за Меня для свидетельства пред ними и язычниками. Когда же будут вас сдавать им на руки, не заботьтесь, что или как сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предавать будет брат брата на смерть и отец свое дитя; и восставать будут дети против родителей и умерщвлять их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; тот же, кто претерпит все до конца, блажен будет. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в ближайший; если же гнать вас будут и из этого, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов израилевых, как приидет Сын человеческий (Мф. 10:17—23).

И Лука пишет так: Когда же приведут вас с синагоги, к начальникам и властителям, тогда не печальтесь, как вам защищаться или что вам говорить, ибо Святой Дух научит вас, что вам говорить (Лк. 12:11—12). И далее: Итак, положите себе на сердце о защите себя не заботиться, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не в состоянии будут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам. Преданы так же будете и родителями, родственниками, друзьями и братьями, и некоторых из вас они умертвят, и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:14–19).

Точно так же говорит и Марк: Когда же поведут и предадут вас, тогда не заботьтесь и не печальтесь заранее, но что внушено будет вам в тот час, то и говорите, потому что не вы будете говорить, а Дух Святой. Предаст же брат брата на смерть и отец свое дитя, и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы за имя Мое; претерпевший до конца блажен будет (Мк. 13:11–13).

И следующее ободрение к мученичеству у Матфея обращено не к другому кому, как к двенадцати [апостолам]. И его должны мы выслушать, ибо если выслушаем, то будем братьями апостолам, которые ему вняли, и причтемся к числу их. Слова эти гласят следующее: Не бойтесь убивающих тело, души же убить не могущих. Бойтесь же Того, Кто тело и душу может погубить в геенне (Мф. 10:28).

В связи с этими словами Господь учит нас и тому, что без Божественного Провидения никто не может доведен быть до подвига мученичества. Не двух ли воробьев можно купить на один ассарий? И ни один из них не падает на землю без [воли] Отца Небесного. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы больше стоите, чем множество птиц. Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:29—33). Ровнозначно этому и у Луки: Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и потом не могущих ничего более сделать: Скажу же вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто по убиении имеет власть ввергнуть в генну; ей говорю вам: того бойтесь. Не пять ли воробьев продаются за два ассария, и ни один из них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже всего множества малых птиц. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред ангелами Божиими (Лк. 12:4—9). И в другом месте: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того и Сын человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых ангелов (Лк. 9:26).

Умерщвляющие нас отнимают жизнь от нашего тела; именно это утверждается утверждением, приведенным у Матфея и Луки в од–дих и тех же словах: не бойтесь убивающих тело (Мф. 10:28; Лк. 12:4), а потом, по убиении тела, души убить не могущих, хотя бы того и желали, потому что ничего более не могут сделать (Лк. 12:4). Как могла бы и умерщвлена быть душа, которую исповедание оживляет? Тот, Который у Исаии ободряет нас к свидетельству, не свидетельствует ли о ней как Сам, так и Сыном Своим: Будьте о Мне свидетелями, и Я, Господь Бог, буду свидетельствовать о вас вместе с Сыном, Которого Я избрал (Ис. 43:10, по LXX). И на то обращай внимание, что не слугам своим, но своим братьям дал Иисус эту заповедь: Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк. 12:14; Мф. 10:28). Страшиться должно Того, Кто и душу и тело может погубить в геенне (Мф. 10:28) и Кто власть имеет по убиении власть ввергнуть в геенну (Лк. 12:5).

Но если у кого, [кроме апостолов], волосы на голове сочтены, то именно у тех, которые из–за Иисуса обезглавливаются. Поэтому объявим себя исповедниками Сына, объявим перед Богом, перед людьми и перед не богами (т. е. языческими идолами; Втор. 32:21), дабы Он, Чьими исповедниками мы себя объявим, в награду за это исповедал нас перед Богом, Своим Отцом, и дабы того, кто Его исповедал на земле, исповедал и Он на небе.

[35] Кто из размышляющих об этом не воскликнет вместе с апостолом: Нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18). А если так, то исповедание [нас] перед Отцом не славнее ли будет исповедания [нашего] перед людьми? И свидетельство о Сыне Бо–жием, изрекаемое мучениками на земле, может ли и сравниться со свидетельством о них на небе со стороны Того, о Ком они здесь дали свидетельство? Тот же, кто намерен пред людьми [от сына Божия] отречься, пусть вспомнит и об Изрекшем и такое слово: И я отрекусь от него пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:33).

Далее и о том нужно подумать, что, если кто исповедует Сына человеческого пред людьми, тот, насколько это от него зависит, тем самым славу воздаст Виновнику христианской религии, перед Которым исповедует ее; Тот же, кого Перворожденный всея твари (Кол. 1:15) и Сын человеческий исповедует. Тот за исповедание Сына Божия и Человеческого прославление восприимет у Отца Небесного и ангелов Божиих. Но если не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого Господь хвалит (2 Кор. 10:18), то как же не считать прославляемым того, кто признается достойным прославления у Отца Небесного и у ангелов Божиих? Если же и этот прославляется, и подобные ему, которых муками и пытками Господь испытывает, как золото в плавильной печи, и принимает, как жертву всесожжения (Прем. 3:6), то что сказать о тех, которые в печи испытания были испытаны и [от Сына Божия] при этом отреклись, от которых как отрекшихся от Него пред Отцом Небесным и пред ангелами Божиими и Тот отречется. Который от всякого отрекается, кто заслуживает отвержения?

[36] должно в подвиге (исповедания нашей веры] не до той только степени заявлять свое постоянство, чтобы не отрекаться [от Христа], но чтобы и не стыдиться, если противящимся Богу будем казаться, будто бы мы сами подвергаем себя позору. В особенности тебе, достойнопочтенный Амвросий, не должно этого стыдиться, — тебе, который от такого множества городов получал знаки уважения и с такими почестями был в них принимаем. Не должно тебе стыдиться, когда, как бы в триумфе, поведут тебя, а ты крест Иисуса понесешь, за Ним последовав (Мф. 10:38; 16:24) — за Тем, Кто тебе будет предшествовать на пути твоем к правителям и царям (Мф. 10:18), дабы в качестве сопутника дать тебе уста и премудрость (Лк. 21:15); равно как [не должно этого стыдиться] и тебе, Проктет, его сподвижнику, а так же и вашим сотоварищам по мученичеству, которые то восполняете, чего в страданиях за Христа еще недостает (Кол. 1:24). Он [Христос] сопутствовать вам будет на пути к раю и покажет вам, как вы можете пройти мимо херувима и его пламенного меча, обоюдообращаемого, стерегущего путь к древу жизни (Быт. 3:24). Потому что, охраняя путь к древу жизни, оба они — [и херувим, и пламенный меч] — охраняют его затем, чтобы никто недостойный не прошел им к древу жизни. Те, которые на заложенном уже основании Иисуса Христа, так сказать, нагромоздили дерево, сено и солому (1 Кор. 3:11—12), или же эти, так легко воспламеняющиеся и еще легче вспыхивающие дрова отречения, пламенным тем мечом бывают возвращаемы вспять. Напротив, тех, кого соответственно их свойствам тот пламенный меч не может коснуться, потому что они в своей жизни не совершили никаких дел, которые могли бы ему доставить пищу, — тех херувимы встречают и провожают до дерева жизни и до всех других деревьев, которые на Востоке насадил Бог и произрастил из почвы (Быт. 2:8—9).