Итак, возненавидьте ваши души ради вечной жизни, будучи убеждены в том, что Иисус учит ненависти доброй и полезной. Но подобно тому, как мы души свои должны ненавидеть, чтобы сохранить их для вечной жизни, так и ты, [Амвросий], имеющий жену и детей, братьев и сестер, должен их ненавидеть, дабы этой ненавистью им же принести пользу, потому что именно из–за этой ненависти сделаешься ты другом Еюжиим и достигнешь того положения, в котором сможешь оказывать им благодеяния.

[38] Вместе с тем и о том помни, кто, вдохновляемый Святым Духом, молился за чад–мучеников, им оставленных из–за любви к Богу, и говорил: Усынови и умервщленных сыновей их (Пс. 78:11). Знай только, что не плотские дети суть дети Божий (Рим. 9:8); и подобно тому, как к потомству Авраама (т. е. к плотскому потомству Авраама или к потомству Авраама по его естественному происхождению, как, например, к Измаилу) сказано было: Знаю, что вы семя Авраамово (Ин. 8:37), и это: Если бы вы были детьми Авраама, то дела Авраама делали бы (Ин. 8:39); точно так же и к твоим детям сказано будет: «Знаю, что вы семя Амвросиево», и еще:

«Будучи детьми Амвросия, вы творите и дела Амвросиевы». Но, без сомнения, они и будут творить такие дела, потому что таким своим отшествием ты больше пользы принесешь, нежели если бы ты с ними остался. Потому что, когда познаешь ты, что они твои чада, а не семя только, тогда станешь ты их более рассудительно любить и разумнее о них молиться.

Поэтому пусть и не сходит с уст твоих изречение: Кто сына или дочь любит более, чем Меня, тот не достоин Меня (Мф. 10:37), и это: Обретший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сохранит ее (Мф. 10:39).

[39] Вы, горячо расположенные к мученичеству, дозвольте говорить в вашей душе Духу вашего Отца, говорящего к тем, кого предают (Мф. 10:19). Видя, что ненавидят вас, презирают и считают за нечестивцев, положите себе на душу изречение: Потому вас мир и ненавидит, что вы не от мира сего; потому что если бы вы были от мира сего, то мир свое любил бы (Ин. 15:18—19). Начиная с того времени, как сделались вы верными, вынесши за Христа много злоречия, перенеся много опасностей, пребудьте в вашем терпении до конца, ибо претерпевший до конца блажен будет (Мф. 10:22; 24:13). Знайте, что вы радоваться должны, если теперь по необходимости малую от различных искушений скорбь потерпите, дабы доказательство вами вашей веры к похвале, славе и чести при явлении Иисуса Христа найдено было во много раз драгоценнейшим, нежели преходящее и огнем испытываемое золото (1 Пет. 1:6—7). «Скорбь терпеть» должны вы считать за выражение, равнозначное другому — «печаль переносить» (т. е. в мученичестве), что открывается и из следующего места: В печалях будешь ты детей рождать (Быт. 3:16). Ибо не в скорбном настроении рождает жена, а в печали. Не любите мира, говорится, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей, ибо все, что в мире, пожелание плоти, пожелание очес и тщеславие житейское, не есть от Отца, а от мира сего; а мир приходит вместе с пожеланиями его (1 Ин. 2:15—17). Поэтому не питайте любви к преходящему, а творите волю Божию (1 Ин. 2:17) и через это соделывайте себя достойными того, чтобы вам вместе с Сыном быть едино со Отцом и Святым Духом, по молитве Спасителя, говорившего: Да будут и они в Нас едино, подобно тому как Я и Ты едино (Ин. 17:21—22). Да много ли дней и выгадает тот, кто любит мир и то, что в мире (1 Ин. 2:15), кто душе своей повредит или потеряет ее (Мф. 16:26; Лк. 9:25) и совесть свою обременит преступлением отречения больше, чем тяжелой ношей? Вспомните о том, как часто каждый из нас подвергался опасности умереть обыкновенной смертью. Для того, может быть, жизнь эта нам и сохранена, чтобы мы имели возможность креститься собственно нашею кровию, очиститься от всех грехов и потом занять место подле небесного жертвенника вместе с нашими соратниками (Откр. 6:9).

[40] Если же кто — вследствие сильной привязанности к жизни, или из страха перед муками, или вследствие мнимо убедительных доводов тех, кто пытается соблазнять нас ко злу, — уступает и от единого Бога и от Его Помазанника отрекается, исповедует же, напротив, демонов или богинь судьбы, то пусть знает он, что приготовивший демону трапезу и наполнивший кубок в честь богини счастья отрекается от Господа; и так как забывает он святую гору Его [Сион, на которой построен Иерусалим], то упреки, изложенные у Исаии, относятся и к нему. Вот они: А вас, которые Меня оставили и забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу демону и в честь богини счастья кубок наполняете, вас Я предам мечу. Все вы в сече должны пасть; потому что Я звал вас и вы не вняли Мне; говорил, и вы не обращали внимания на то и делали злое предо Мною, и что было неугодно Мне, то вы избрали. Посему так говорит Господь: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; вот, рабы Мои будут радоваться, а вы останетесь в стыде; вот, рабы Мои, ликуя, будут торжествовать, а вы от сердечной скорби будете кричать и от сокрушения духа рыдать. «И оставите имя Мое для насыщения избранным Моим; вас же Господь убьет (Ис. 65:11 —15).

Далее, если мы размыслим о том, что такое трапеза Господня, и если пожелаем в ней принять участие, то должны помнить и следующее изречение: Не можете принимать участие в трапезе Господней и в трапезе демонов (1 Кор. 10:21). И кто же из слышащих слово сына громова (Мк. 3:17): Всякий отвергающий Сына не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин. 2:23) — не отступит в страхе перед этим отречением, кто не побоится утверждать о себе, что он не христианин, когда с отвержением Сына он отвергается и Отца? Напротив, не всякий ли будет стремиться и словом и делом заявить о своем христианстве, чтобы иметь Отца? Потому что исповедующие Сына тем самым свидетельствуют об исповедании ими и Отца.

[41] Перешедшим от смерти к жизни (Ин. 5:24), — ибо неверие мы променяли на веру, — нам нечего удивляться, что мир нас ненавидит. Ибо никто из тех, которые не перешли от смерти к жизни, а остаются в смерти, не может любить тех, котрые, так сказать, из темного жилища смерти перешли в здание, освещенное светом жизни (Ин. 8:12), построенное из живых камней (1 Пет. 2:5).

За нас Иисус жизнь Свою положил (1 Ин. 3:16), поэтому и мы должны жертвовать своей жизнью — не скажу за Него, а за самих себя; а кроме того, полагаю, и за тех, для кого наше мученичество может быть назидательным.

Настало для нас время христианской славы. Не только этим (надеждой на прославление у Бога) хвалимся, а и скорбями; ибо мы знаем, что и от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда стыда не приносит; лишь бы изливалась в наши сердца любовь Божия Духом Святым (Рим. 5:3—5). Павел, [хвалясь скорбями], говорил: По рассуждению человеческому я боролся с дикими зверями в Ефесе (1 Кор. 15:32); мы же [добиваться будем того, чтобы иметь право сказать]: «По человеческому рассуждению я умерщвлен в Германии».

[42] Хотя страдания, выносимые нами ради Христа, и чрезмер» Когда в 236 г. императором Максимином объявлено было гонение на христиан, Амвросий, вероятно, носил уже сан диакона. Где он был схвачен за веру, в Кесарии или в Александрии, остается неизвестным. Вместе с Протоктетом они ожидали окончания своего дела в темнице. Думали, что император вызовет их в Германию, где в то время он находился. Но догадки не оправдались. Гражданские войны, а вскоре и низложение Максимина, остановили гонение ны, но за то и утешены Христом будем мы преизобильно (2 Кор. 1:5). А если так, то с полнейшей готовностью должны мы обрекать себя на страдания. Пусть они чрезмерно отяготят нас, желающих преизбыточествующего утешения от Христа. Все плачущие действи–тельнейшим образом будут Имутешены (Мф. 5:4), но, конечно, не в равной мере. Если бы утешение было равномерным, то не было бы написано: Подобно тому как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1,5). Этому научает вас тот, кто в полной уверенности говорил: Знаем мы, что вы как в страданиях принимаете участие, так и в утешении (2 Кор. 1:7).

Через пророка Бог говорит: Во время благоприятное Я слышу тебя и в день спасения помогаю тебе (Ис. 49:8; 2 Кор. 1:7). А какое другое время благоприятнее того, когда за христианскую веру под стражей мы выходим на виду у всех и скорее как триумфаторы, нежели как пленные. Если мученики за Христа обезоруживают с Его помощью начальства и власти (Еф. 6:12, т. е. злых духов, равно как и находящиеся под их влиянием языческие власти), то, следовательно, они, мученики, вместе со Христом и торжествуют. Как в страданиях они ему соучастники, так принимают они участие и в геройских делах, совершенных Им среди страданий. К этим геройским подвигам надо причислить торжество над начальствами и властями, которых вы вскоре преодолеете и увидите побежденными. А днем спасения какой другой день может быть назван, как не тот, в который вы именно таким образом отойдете из этого мира? Молю вас: Не послужите никому и ни в чем соблазном, чтобы не было порицаемо служение [ваше]; но явите себя через великое терпение во всем служителями Божиими (2 Кор. 6:3—4), говоря: И ныне в чем надежда моя? Не в Господе ли (Пс. 38:8)? В скорбях (2 Кор.6:4) проникайтесь убеждением, что на праведных приходят многие скорби (Пс. 33:20); в нуждах (2 Кор. 6:4) — что добиваемся мы столь необходимого для нас блаженства; в стесненных обстоятельствах (2 Кор. 6:4) — что неутомимо должны мы идти путем узким и тесным (Мф. 7:14) и таким образом достигать жизни. В случае необходимости заявим себя и в трудах, и в бдениях, и в постах (2 Кор. 6:5). Ибо вот Господь грядет с возмездием в руках, дабы каждому воздать по делам его (Ис. 40:10; Откр. 22:12).

[43] Время теперь показать нам, что мы стремимся к высшему познанию ради дел, сответствующих высшему познанию. Должны мы отличаться еще большей чистотой. В качестве сынов долготерпеливого Бога и братьев долготерпеливого Христа будем свидетельствовать о себе долготерпением во всех злоключениях, потому что долготерпеливый муж обнаруживает много разума, малодушный же, напротив, чрезвычайно нерассудителен (Притч. 14:29).

Если должно являть себя с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6:7), то теперь настало время для нас претерпеть бесчестие, после того, как мы заявили себя [служителями Божиими] в чести и не возгордились. И своим образом жизни, заслуживающим доброе мнение и достигшим доброй славы, почему же не вынести теперь и бесчестия со стороны нечестивых? И далее, если в глазах друзей истины мы показали себя любящими истину и стяжали этим их удивление, то не следует нам лишь смеяться, когда теперь говорят о нас. будто мы заблуждаемся (2 Кор. 6:8)? Во многих опасностях, от которых мы были избавлены, многие говорили, будто Бог промышляет о нас; пусть говорят теперь кому угодно, что не ведает Он нас, между тем как, может быть, именно теперь мы более всего известны Ему. Перенося злополучие, мы, конечно, несем наказание, но не умираем; походим на опечаленных, в то время ка–к радуемся (2 Кор. 6:9–10).