45. А теперь речь пойдёт о переводе евангелия чувственно–воспринимаемого в духовное евангелие. Ведь, чего стоило бы толкование чувственно–воспринимаемого евангелия без его перевода в духовное? Ничего или очень немногого – оно было бы первым встречным фактом, для понимания смысла которого было бы применено буквальное толкование.
46. Но все возможные искусы будут обуревать нас, если мы захотим попытаться проникнуть в глубину евангельской мысли и найти здесь истину, совлечённую любой внешней оболочки.
В. Содержание Евангелия – Иисус
47. Если мы понимаем, какие блага возвещены в Благой Вести, то видим, что Апостолы возвещают Иисуса. Говорится также, что они возвещают Благом Воскресение, и особым образом является Благом Сам Иисус. И действительно, Иисус говорит: Я Воскресение . Иисус сам возвещает бедным то, что приуготовлено святым, и приглашает их воспринять божественные обетования.
1. Власть, данная Апостолам
48. Божественные Писания дают свидетельства проповеди апостолов и нашего Спасителя. Давид говорит об апостолах, а может быть и о евангелистах: «Господь даст слово Своё посланникам с великой властью. Царь сил возлюбленного» . Он учит в то же время, что не соединение слов, не произнесение звуков и не натренированное красноречие приводит слушающих к убеждённости, но помощь божественной силы.
49. Именно поэтому Павел говорит: «Я познаю не из речей тех, кто возгордился, но из силы, ибо Царство Божие заключается не в словах, но в силе» , и в другом месте: «Слово Моё и проповедь моя не в убедительных словах мудрости, но в доказательстве духа и силы» . 50. Свидетельствуя об этой силе, Симон и Клеопа сказали: «Не горело ли сердце наше, когда на пути Он объяснял нам Писания?» Так как Бог наделяет тех, кто возвещает его силой разнообразной интенсивности, то апостолы, согласно словам Давида, обладали великой силой: «Господь дарует слово своё благовестникам с великой силой» .
51. Говоря: «Как прекрасны ноги благовестника» , Исайя признавал красоту и уместность проповеди апостолов, которые шли к тому, кто сказал [167]: «Я Путь» , и хвалит ноги, идущие по духовному пути, которым является Иисус Христос, и достигающих через дверь Бога . Эти благовестники, ноги которых прекрасны, возвещают Блага, т. е. Иисуса.
2. Блага отождествляются с Иисусом
IX. 52. Пусть никто не удивляется тому, что мы допускаем, чтобы этим словом, поставленном во множественном числе – т. е. блага – возвещали Иисуса. Ибо, понимая, к каким вещам относятся имена, которыми называется Сын Божий, мы улавливаем, каким образом Иисус, возвещённый благовестниками, ноги которых прекрасны, является одновременно многими благами.
53. Жизнь – это благо: Иисус – жизнь.
«Свет миру» , являющийся «светом истинным» и «светом человекам» – это другое благо: но Сын Божий является всем этим.
Истина, с терминологической точки зрения, – благо, отличающееся от жизни и света. Кроме того, в качестве четвёртого блага добавим путь, который ведёт сюда. Наш Господь учит нас, что Он является всем этим, когда говорит: «Я путь, истина и жизнь» .
54. Не является ли благом то, что мёртвые отряхивают прах и мертвенное состояние и воскресают, получая этот дар от Господа, поскольку Он Воскресение?, как и Сам Он говорит: «Я Воскресение» .