3. Предсуществующая материя

103. На третьем месте, начало – это то, из чего вещи сделаны, как из предсуществующей материи для тех, которые считают её несотворённой, но не для нас, убеждённых, что Бог сотворил существа из небытия, как учит этому в книге Маккавеев мать семи мучеников и в Пастыре ангел покаяния [176].

4. Изначальная идея или образ

104. Кроме того, названо началом то, согласно чему какая–либо вещь является самой собой в соответствии с изначальной идеей [177]: например, если первородный всей твари – образ Бога невидимого, Отец его начало. И также Христос – начало существ, сотворённых по образу Божию. 105. Если люди – по образу, а образ по Отцу, то «согласно чему» людей – это Христос, поскольку они были сотворены не по тому, образом чего Он является, но по образу. «В начале было слово» соответствует этому самому доказательству.

5. Элементы знания

XVIII. 106. (20) Можно также говорить о начале знания, согласно которому мы говорим, что буквы начало письма. Также и апостол говорит: «Вам давно надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам слова Божия».

107. Начало, поскольку оно начало знания, может быть рассмотрено с двух точек зрения, согласно природе вещей и согласно нам: по природе, мы могли бы сказать, начало Христа – это божественность, но для нас, не способных ухватить Его подлинное бытие с точки зрения Его величия, – это человеческая природа: так, например, мы учим маленьких детей Иисусу Христу и Иисусу Христу распятому. Нужно сказать, что согласно природе вещей, начало знания – это Христос, поскольку Он мудрость и сила Божия, но что для нас «Логос стал плотью, чтобы обитать среди нас», ибо мы не способны принять Его сначала иным образом.

108. Может быть, также для этого, Он не только первородный всей твари, но также и Адам, что означает «человек». Ибо Павел говорит, что он Адам: «Последний Адам — дух животворящий».

6. Начало действия

Можно также говорить о начале как о начале действия и в этом действии о конце, который последует началу [178]. Но поскольку мудрость – начало деяний Божиих, исследуй, не можем ли мы также толковать слово «начало».

Б. Приложение термина к Сыну Божию

1. Начало поскольку Мудрость

XIX. 109. (22) Поскольку мы находим столько смыслов слова «начало», посмотрим, какой из них приложим к «В начале было Слово».

Ясно, что здесь речь не идёт ни о переходе, ни о пути, ни о течении времени. Без сомнения, это и не творение.