190. Из любви к людям и по причине того, что Он принимает любую привязанность ко благу со стороны душ, которые не торопятся к Слову, но характер которых кроток и добр, хотя они и не искали Его, но [проявляют такой характер] инстинктивно как животные, Он – [и их] Пастырь, ибо «Господь спасает людей и животных»: Израиль и Иуда принимают не только человеческое семя, но также и семя скота.

Царь и Христос

XXVIII. 191. (30) После этого нам сначала нужно исследовать термин «Христос» [199] и, в то же время, обратить внимание на термин «царь», чтобы лучше ухватить, рассматривая их вместе, в чём заключается их различие. Согласно Псалму 44, возлюбивший правду и возненавидевший ложь более товарищей своих заслужил помазание самим этим поиском правды и ненавистью ко лжи: следовательно, он не получил вместе с бытием помазание, существование и происхождение которого нераздельно. Ведь помазание у тварей является знаком царства, а иногда священства. Но царственное достоинство Сына Божия произошло ли после падения или было [Ему] врождено?

192. Как было бы возможно, чтобы Первородный всей твари не был Царём прежде всего, но стал бы им впоследствии, потому что возлюбил правду, тогда как Он и есть Правда? Но, может быть, мы не учитываем, что человек в Нём – это Христос, если рассматриваем Его в Его душе, которая, в силу Своей человеческой природы, чувствовала волнения и скорбь – и что Он Царь согласно [Своей] божественной природе.

193. Я могу подтвердить это с помощью Псалма 71: «О Боже, дай царю суд Твой и правду Твою сыну царя, дабы судить народ Твой справедливо и бедных Твоих на праведном суде»: ибо ясно, что этот псалом, приписываемый Соломону, возвещает Христа.

194. Интересно узнать, о каком царе пророк молится, чтобы Бог дал ему суд и о каком сыне царя и какого царя правда.

195. Я думаю, что «царём» называется превосходная природа первородного всей твари, ибо она получила суд по причине своей превосходящести, а «сыном царя» человек, которого она восприняла, сформировала и образовала согласно справедливости.

196. Я пришёл к допущению того, что дело обстоит [именно] так, потому что обе [природы] едины в едином Слове, и что в продолжении текста не говорится более о двух, но об одном.

197. Ибо Господь соделал «двух одним», может быть прежде соделав в Себе Самом начатки двух, ставшие одним. Но [выражение] «два» относится также к людям, так как душа каждого едина с Духом Святым и каждый спасённый становится духовным.

198. Как есть люди, пастырем которых Христос является, как мы сказали, по причине их кроткого и спокойного, однако, инстинктивного характера, так же есть те, над которыми Он царствует, потому что они предаются благочестию с большим различением.

199. Но среди находящихся под Его царствованием есть также и различия, так что тот способ, каким над ними царствуют, более менее таинственный и секретный, более менее божественный.

200. Поэтому я сказал бы, что созерцавшие бестелесные реальности, называемые Павлом «невидимыми» и «не могущими быть увиденными», будучи соделаны Словом вне всего чувственно–воспринимаемого, пребывают под царством единственного Сына в Его превосходящей природе; что касается достигших познания чувственно–воспринимаемых существ и прославляющих посредством их Творца, будучи сами под царствованием Слова, так это Христос царствует над ними.

Да не будем смущаться, что мы установили различия среди атрибутов Спасителя и представлять себе, что мы сделали то же самое относительно Его бытия (&59;&65;&63;&53;&45;).

Учитель, Господь, друг