Phot. Bibl. — Photius. Bibliotheca.
Plat. Resp. — Plato. Respublica.
Plat. Tim. — Plato. Timaeus.
Theophr. De lapid. — Theophrastus. De lapidibus.
Сокращенные названия произведений
Hist. — Historiae (Геродот).
Hist. Eccl. — Historia ecclesiastica (Евсевий Кесарийский).
Ant. Jud. — Antiquitates Judaicae (Иосиф Флавий).
Bell. Jud. — De bello Judaico (Иосиф Флавий).
Apol. I — Apologia prima (Иустин Мученик).
Cyr. — Cyropaedia (Ксенофонт).
De nat. hom. — De natura hominis (Немесий Эмесский).
Hist. nat. — Historia naturalis (Плиний Старший).
Ad Aut. — Ad Autolycum (Феофил Антиохийский).
De nat. animal. — De natura animalium (Элиан).
Сокращение имени автора
Just. — Justinianus Imperator.
6. Условные обозначения
[] - добавления по смыслу в переводе,
<> - предположительное чтение в оригинале,
*** - лакуны,
«курсив в кавычках» — буквальная цитата из Библии,
«обычный шрифт в кавычках» — отличное от цитируемого текста чтение у Оригена, <…> - пропуск в цитируемом тексте, курсив — аллюзии.
Комментарий на Евангелие от Матфея. Книга 10
1. «Тогда [Иисус], отпустив народ, вошел в дом Свой. И, приступив <кНему>, ученики Его сказали: объясни[329] нам притчу о плевелах на поле» (Мф. 13, 36).
Когда Иисус с народом, Его нет в доме, ведь народ — вне дома. И дело Его человеколюбия [состоит в том, чтобы] покинуть дом и уйти к тем, кто не может прийти к Нему. Итак, достаточно поговорив с народом притчами, Он отпускает его и входит в Свой дом, куда приходят к Нему Его ученики, не оставшиеся с теми, кого Он отпустил. И все, кто слушает Иисуса более добросовестно (γνησιώτερον), сперва следуют за Ним, затем, спросив о Его обители, допускаются увидеть ее и, придя, видят и остаются у Него, все — на день тот (ср. Ин. 1, 39), а некоторые из них, возможно, и дольше. И, думаю, как раз на нечто подобное указано в Евангелии от Иоанна в следующих [словах]: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его [и т. д.]» (ср. Ин. 1, 35–40). Кроме того, чтобы показать, что [наиболее] выдающийся (ό διαφέρων) из тех, кто допущен пойти с Иисусом и увидеть Его дом, даже становится апостолом, к этим [словам] добавлено: «Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра» (Ин. 1, 40).