Сочинения

О, питомцы сладостной педагогики! Все больше, все теснее и полнее будем присоединяться к прекрасному этому телу Св. Церкви; побежим в нее, как малые дети бегут к своей доброй матери. Став слушателями Логоса, прославим домостроительство нашего спасения, нас блаженными делающее; им человек воспитывается до состояния чада Божия и освящается в него; через воспитание, получаемое на земле, становится он гражданином неба (Фил. 3:20); на небе получает он Отца, которого учился познавать здесь на земле. Логос есть всего Творец; и Педагог Он, и Учитель. Лошадью управляют посредством узды, волом — при посредстве ярма, дичь сетями ловят, а человеческая жизнь преобразовывается Логосом. Он дикого коня обуздает, животных, плавающих в воде, уловляет на прикормку, летающих по воздуху, очаровывает. Это Он образует узду для коня, ярмо для вола, уду для рыб, силки для птиц. Он сам гражданами Своего Царства управляет, но Он же и Земледелец; Повелитель Он, но и Министр; сам Он все творит.

Он землю образовал, небо и море

И все прекрасные звезды, какими увенчано небо.

О дела Божественные! О Божественные заповеди! «Пусть эта вода (Божественных откровений и заповедей), говорит Логос, подобно приливам и отливам моря, волнуется безостановочно и беспрепятственно, взаимно нас соединяя! Пусть этот огонь (Божественных откровений и заповедей) приносит с собой и гнев. Пусть воздух (этих откровений и заповедей) разливается по эфиру, очищая его. Пусть эта почва (Божественных откровений и заповедей) упрочивается; и, будучи ими оплодотворяема, постоянно и далее растительностью покрывается. Если бы Я и еще (нового) человека захотел создать, и еще материи для этого пожелал, то имею ее в этих элементах. В этом своем творении живу Я. Если ты уверуешь в Меня, огонь (вечный, но и судов здешних) будет служебным тебе». Таков Логос и таково Его величие. Он — Педагог и Учитель. Он — Творец мира и человека. А через это Он состоит Педагогом и Вселенной. Дух и материя равно Ему покорны; и это их Он имеет на последнем суде разделить. Ибо не скоротечным каким–либо словом Логос оглашает нас в этих откровениях своих и заповедях, а мудростью вечной, как говорит Бакхилид. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, говорит Павел (Фил. 2:15).

Теперь после столь торжественного признания славы Логоса, что остается нам сделать, как не обратиться к Нему с такой смиренной молитвой: «Будь милостив к Твоим чадам. Божественный Педагог, Отец, Вождь Израиля, Сын и Отец, оба — единый Бог, наш Господь. Даруй нам, исполнителям Твоих заповедей, быть полным подобием Твоего образа, Тебя любить, насколько сил у нас есть, оказываться достойными Твоей благости и не подвергнуться строгости Твоего грозного правосудия на Последнем Суде.

Которому принадлежит слава, (история во все) века. Который есть совокупность всех благ, всей красоты, всей мудрости, всей праведности. Которому слава ныне и во веки веков. Аминь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так как Педагог ввел нас в церковь и Сам с Собой соединил, то совершенно естественно, чтобы этому Учителю, всевидящему Логосу, Господу, каждый раз как здесь бываем, приносили мы в дань хвалы и благодарности. Людям, хорошо воспитанным, совершенно и прилично это делать.

Гимн Христу Спасителю Узда для жеребят неразумных, Крыло птиц в полете не блуждающих, Прочное кораблей Кормило, Пастырь агнцев царских! Твоих простых Детей собери Славить свято, Воспевать бесхитростно Устами невинными Христа — детоводителя. Царь святых, О, Логос, Смирение дарующий, К мудрости Отца Всевышнего Водитель, В трудах Опора, Жизни Радость вечная, Смертного рода Спаситель, Иисусе, Пастырь, Пахарь, Кормило, Узда, Крыло небесное святого стада! Ловец человеков, Спасаемых Из моря нечестия! Рыб чистых Из волны враждебной к сладостной жизни уловляющий! Веди нас, овец Пастырь разумных! Царю Святый, веди Твоих чад непорочных, Стезями Христа, Путем небесным! О Слово вечное! О Вечность бесконечная! О Свете вечный! Источник милосердия, Содеятель добродетели, Жизнь безупречная Бога прославляющих! О Христе Иисусе! Млеко небесное От сосцов сладостных Девы благодатной! Твоей мудрости струящееся. Мы — дети малые, Нежными устами Питаясь, Сосца одушевленного Нежным дыханием Проникаясь, Хваления простые, Гимны неложные Парю Христу, В воздаяние благоговейное За учение жизни, Поем мы вместе, Поем просто Отрока Державного. Мы — хор мира, Христом рожденные, народ разумный! Бога мира в псалмах да восхваляем все купно. Посвящение творения О Педагог, тебе сие творение Я приношу с Писаний луга чистого, Собрав его, как мед трудолюбивая Пчела, когда весь день жужжит над нивою. Подобно ей изо всех сил старался я Тебе, Владыке моему, собрать прекрасный мед. Я, из твоих рабов поистине ничтожнейший, Благодарить тебя за благодатные Стремлюсь Законы, благ податель. Господи. Благих водитель и все созидающий Отец, который небо утвердил один И Логосом Своим устроил мир, Нам показавший день и свет, кто дарует Пути для звезд на небе непреложные. Тобою море и земля устроены, Премудро в круг времен весь год связующий, Весну и зиму, лето и богатую Плодами осень. Ты из состояния Воззвал весь мир материи бесформенной И все привел в порядок безупречнейший. Прошу о благодати непрестанно я Твои Законы исполнять и помнить их И славить и Тебя, и полный Мудрости Твой Логос, что с Тобою вечно царствует. Ни бедности я не прошу, ни, Отче мой, Богатства у Тебя, но об одном молю, Чтобы и жить, и умереть без ропота

СТРОМАТЫ

КНИГА ПЕРВАЯ

О значении письменного слова–гнозиса и проповеди Евангелия вообще

О цели написания Стромат

(1, 1) «…Дабы ты имел их под рукой для чтения и мог сохранить» [1] . Оставлять после себя письменные сочинения — не должно ли вообще или дозволено лишь некоторым? Если верно первое, то имеет ли письменное слово какую–либо ценность? Если мы предпочтем второе, то кому — серьезным писателям или ничтожным? Смешно было бы, отказывая в таком праве людям дельным, принимать произведения никчемных писателей. (2) Неужели мы допустим мифотворчество и богохульствоТеопомпа и Тимея вместе с основателем атеизма Эпикуром, или же непристойности Гиппонакта и Архилоха, а проповеднику истины запретим оставить полезное сочинение будущим поколениям? Оставить после себя достойное потомство — это благое дело. Дети наследуют телесную жизнь, книги же — это то духовное наследие, которое продолжит наше дело и после нас. (3) Наших наставников мы называем отцами. Мудрость всем открыта и человеколюбива. Соломон говорит поэтому: «Сын мой, если, приняв слова моей заповеди, скроешь в себе заповеди мои, то внемлет мудрости ухо твое». [2] Значит, слово должно восприниматься душой ученика, как семя землей. И в этом состоит духовный рост. (2, 1) Поэтому он добавляет: «И обратишь сердце твое к разумению, обратишь в наставление сыну своему». [3] Это значит, что душа соприкасается с душой, и ум — с умом другого, при посредстве слова производя в другом уме посев, заставляя произрастать семя и оживотворяя его. Послушный учителю ученик становится ему как бы сыном. «Сын мой, — говорит Соломон, — установлений моих не забывай». [4]