Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Ибо «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец, а наемник и не ревностный пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка (то есть диавола) и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает их».

Надо знать, что Бог, будучи благоутробен, с клятвою обещал согрешившим покаяние. А кто согрешил и не знает этого обещания Божия о покаянии и не познал Его долготерпения и незлобия, а сверх того не ведает и священных Писаний, проповедующих о сем, потому что не научен тобою, тот погибает. Но ты, как пастырь любвеобильный и пастух усердный, разыскивай, считая стадо: чего не достает, то ищи. Адонаи ЯХВЕ, благой Отец наш, послав Сына Своего, Пастыря Доброго и Спасителя, Учителя нашего Исуса, повелел Ему оставить девяносто девять овец на горах и идти искать заблудившуюся, а по отыскании, взять ее на плечи свои и нести в стадо, радуясь, что нашлась затерявшаяся. Так и ты, епископ, будь послушен, отыскивая затерявшееся, поставляя на путь правый заблудшее, возвращая отставшее; ибо ты имеешь власть возвращать и отпускать измученных на свободу. Чрез тебя говорит Спаситель находящемуся во грехах: «прощаются грехи твои; вера твоя спасла тебя: иди в мире». А мир и тихая пристань есть Церковь Христова: в нее–то и поставляй согрешивших, разрешая их, здравыми и непорочными, имеющими благую надежду, усердными, подвизающимися в благих делах. Как врач опытный и сострадательный, ты врачуй всех заблудившихся во грехе; ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, ибо Сын Человеческий пришел спасти и взыскать заблудшее». Итак, будучи врачем Церкви Господней, ты употребляй врачевание, приличное каждому больному, лечи всячески, вылечивай, возвращай Церкви здоровыми. Паси стадо не с жестокостью и свирепством, как властвующий, но как пастырь благой, собирающий агнцев у груди своей и беременных ведущий тихо.

21. Будь благ, добр, приветлив, не коварен, не лжив, не жесток, не дерзок, не суров, не горд, не безчеловечен, не напыщен, не человекоугодлив, не боязлив, не двойствен в мысли, не насмешлив над подчиненным тебе народом, не скрывающий от него законов Божиих и учений о покаянии, не скор к изгнанию и извержению, но осторожен, не удобопреклонен к порицанию, не опрометчив, не принимающий свидетельства против кого–нибудь без трех свидетелей верующих и притом таких, поведение которых издавна известно и которые не водятся враждою или завистью. Ибо много есть зложелательных, болтливых, имеющих третий язык, братоненавистных, заботящихся о разогнании овец Христовых. Если хочешь принимать слова таковых безразсудно, то разсеешь стадо свое и предашь его на съедение волкам, то есть бесам и злым людям, лучше же сказать — не людям, но зверям в образе человеческом — язычникам, жидовствующим и безбожным еретикам; ибо к изверженному из Церкви тотчас приближаются лютые волки и жаждут пожрать его, как агнца, считая погибель его своею прибылью, потому что и отец их диавол — человекоубийца. А если кто, отлучен быв по безразсудности твоей несправедливо, растерзавшись унынием и предавшись малодушию, или в язычество отступит или в ересях запутается, и совершенно отчуждится от Церкви и от надежды на Бога и спутается нечестием, то ты сделаешься виновным в его погибели.

Ибо несправедливо к извержению согрешившего быть готовым, а к принятию обращающегося медленным, и к отсечению скорым, а к уврачеванию страждущего безчеловечным. О таковых божественное Писание говорит: «ноги их на зло спешат, быстры пролить кровь», «сокрушение и озлобление на путях их, и пути мирного не познали: нет страха Божия пред очами их». А путь мирный есть Спаситель наш Исус Христос, Который и научил нас, говоря: «прощайте и прощены будете, давайте и дастся вам»; давайте то есть отпущение грехов, и вам отпустятся грехопадения, как и чрез молитву научил Он нас говорить к Богу: «оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим».

Ибо как праведный, несправедливо убитый кем–либо, в покое будет у Бога во веки, так и напрасно отлученный епископом. Но кто извергает невинного, как губителя, тот горше убийцы, не взирает на милость Божию, не памятует о Его благости к кающимся, и не обращает при этом внимания на тех, которые чрез покаяние получили оставление множества грехопадений. Посему–то отвергающий невинного безчеловечнее телесного убийцы. Точно также и не принимающий кающихся расточает принадлежащее Христу и делается противником Его. Ибо в какой мере правосуден Бог, когда судит грешников, в такой же и милостив Он, когда принимает обращающихся; ибо милость и суд воспел Ему боголюбезный Давыд.

22. Надлежит же тебе, епископ, иметь пред очами и прошедшее, и искусно пользоваться им, чтобы вразумлять тех, для кого нужны слова жесткие или утешительные. Справедливо также, чтобы в суде ты следовал воле Божией, и судил как судит согрешающих или обращающихся Бог. Так, когда павший Давыд, обличен быв Нафаном, сказал, что кается, не тотчас ли избавил Он его от смерти, говоря: «дерзай, ты не умрешь»? Когда Иона, не захотевший проповедывать ниневитянам, после того, как, поглощен быв морем и китом, помолился во чреве рыбы, — не извел ли Он от погибели душу его? Когда Езекия, надмившись несколько, со слезами потом помолился, не разрешил ли Он его преступления?

Выслушайте же, епископы, и полезный к сему пример. В четвертой книге Царств и во второй книге Паралипоменон написано так: «И умер Езекия, и воцарился сын его Манассия, двенадцати лет, когда начал царствовать, и пятьдесят пять лет царствовал в Иеросалиме, и имя матери его — Ефсива. И сотворил лукавое пред ЯХВЕ, не удержался от мерзостей народов, которых истребил ЯХВЕ от лица сынов Израилевых. И обратился Манассия, и построил высоты, которые разрушил отец его Езекия, и соорудил кумиры Ваалу, и воздвиг жертвенник Ваалу, и сделал Астарты, которые делал Ахаав, царь Израильский. И построил алтари в доме ЯХВЕ, о котором сказал ЯХВЕ к Давыду и к Соломону, сыну его, говоря: «в нем положу имя Моё». И соорудил Манассия алтари и в них служил Ваалу и говорил: будет имя мое вовек. И построил жертвенники в обоих дворах дома ЯХВЕ воинству небесному. Он же сжег детей своих в огне в долине Бе–Еннома, и ворожил с гаданиями, и служил волхвованием, и имел чревовещателей и обаятелей, и волшебников и терафимы, и умножил делать лукавое пред очама ЯХВЕ, чтобы прогневать Его. И поставил изваяние Астарты, образ, который сделал, в доме ЯХВЕ, в котором обетовал ЯХВЕ положить имя Своё там в Иеросалиме, городе святом, на веки и сказал: «впредь не сдвину ног Моих от земли Израилевой, которую Я дал отцам их, только если соблюдут всё, что Я повелел им, по всем заповедям, которые заповедал раб Мой Моисей». И не послушали, и прельстил их Манассия, чтобы сотворить лукавое пред ЯХВЕ более народов, которые ниспроверг ЯХВЕ от лица сынов Израилевых. И сказал ЯХВЕ к Манассии и к народу его рукою рабов Своих пророков, говоря: «за то, что сотворил Манассия, царь Иуды, мерзости эти лукавые более всех, которые сотворили аморреи прежде него, и ввел в грех Иуду посредством кумиров своих, так говорит ЯХВЕ, Бог Израилев: «вот, Я наведу зло на Иеросалим и на Иуду, что у всякого, услышавшего об этом, зашумит в обоих ушах его. И простру на Иеросалим меру Самарийскую, и отвес дома Ахаавова, и сотру Иеросалим, как вытирают алавастр вытертый, и опрокину на лицо его. И выброшу остатки достояния Моего, и предам их в руки врагов их, и будут на расхищение и в пленение всем врагам своим; потому что сотворили лукавое пред очама Моими, и прогневляли Меня, с того дня, как Я вывел отцов их из земли Египетской, и до сего дня». Еще же крови невинной пролил Манассия весьма много, доколе не наполнил Иеросалиму уста до уст, кроме грехов его, которыми ввел в грех Иуду, чтобы сотворить лукавое пред очама ЯХВЕ. И навел ЯХВЕ на него начальников войск царя Ассирийского, и взяли Манассию в кандалах, и связали ноги его оковами медными и отвели его в Вавилон. И был он, связанный и обитый железом весь, в доме темничном, и давали ему хлеб из отрубей весом малым и воду с уксусом мерою малою, чтобы жив был; и был он в великой тесноте и скорби. И когда он был сильно угнетен, взыскал лицо ЯХВЕ, Бога своего, и весьма смирился пред лицом ЯХВЕ, Бога отцов своих, и помолился к ЯХВЕ, говоря: ЯХВЕ Вседержитель, Бог отцов наших, Авраама, и Исаака, и Иакова, и семени их праведного, сотворивший небо и землю со всею красотою их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший её страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоей, ибо не устоять пред великолепием славы Твоей и не стерпеть гнева, который на грешников, прещения Твоего. Безмерна же и неизследованна милость обетования Твоего; ибо Ты — ЯХВЕ благоутробный, долготерпеливый, многомилостивый и раскаявающийся о злобе человеческой; ибо Ты, Боже, по благости Твоей обещал в покаянии оставление согрешившим, и множеством щедрот Твоих Ты определил покаяние грешникам во спасение. Итак, Ты, ЯХВЕ, Бог праведных, не положил покаяние праведным, Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние на мне грешном: потому что я согрешил больше числа песка морского. Умножились беззакония мои, ЯХВЕ, умножились беззакония мои, и уже недостоин воззреть и видеть высоту небесную из–за множества неправд моих; я согбен множеством уз железных, потому что я прогневал ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворил, я поставил мерзости, и умножил преткновения. И ныне преклоняю колени сердца моего, требуя от Тебя благости. Согрешил я, ЯХВЕ, согрешил, и беззакония мои я знаю; но прошу, молясь Тебе: ослабь мне, ЯХВЕ, ослабь мне, и не погуби меня с беззакониями моими, и не враждуй вечно, сохраняя зло моё, не осуждай меня в преисподнюю земли; потому что Ты, Боже, — Бог кающихся, и яви на мне благость Твою, как бывшем недостойным, спаси по многой милости Твоей, и восхвалю Тебя всегда во все дни жизни моей. Ибо Тебя поет вся сила небесная и Твоя есть слава во веки. Аминь. И услышал ЯХВЕ голос его и умилостивился над ним, и явилось около него пламя огненное и растопились все узы железные, в которых он был, и уврачевал ЯХВЕ Манассию от скорби его, и возвратил его в Иеросалим на царство его. И узнал Манассия, что ЯХВЕ — Он есть Бог единый, и послужил единому ЯХВЕ Богу от всего сердца своего и от всей души своей во все дни жизни своей, и сочтен праведным. И изъял богов чужеземных и идолов из дома ЯХВЕ, и все алтари, которые соорудил в доме ЯХВЕ, и все алтари в Иеросалиме, и изверг вон из города, и снова воздвиг алтарь ЯХВЕ и принес на нем жертву спасения и хваления. И заповедал Манассия Иуде, чтобы служили ЯХВЕ, Богу Израилеву. И умер в мире с отцами своими. И воцарился вместо него сын его Амон, и сотворил лукавое пред ЯХВЕ по всему, что сотворил Манассия, отец его в начале, и раздражил ЯХВЕ, Бога своего».

Выслушали вы, чада наши вожделенные, как Господь Бог, легко наказав прилепившегося к идолам и убившего многих невинных, принял его, когда он раскаялся, и, простив ему прегрешения, возвратил его на царство; ибо Он не только прощает кающихся, но и возводит их в прежнее достоинство.

23. Больше идолопоклонства нет греха; ибо оно есть нечестие против Бога: однако и оно прощено ради искреннего покаяния. Но если кто грешит как бы приготовившись к борьбе, искушая Бога, как будто Он не преследует злых, тот не будет иметь прощения, хотя бы и сказал сам себе: «хорошо мне, буду жить, как привыкло злое сердце мое, и тогда покаюсь». Таков был некто Амон, сын Манассии. Ибо Писание говорит: «помыслил Амон лукавый помысел преступления и сказал: отец мой наделал от юности много беззаконного, но в старости раскаялся; теперь я буду ходить, как желает душа моя, а впоследствии обращусь к ЯХВЕ. И сотворил он лукавое пред ЯХВЕ более всех, бывших прежде него. И вскоре истребил его ЯХВЕ Бог от благой земли его. И напали на него рабы его, и умертвили его в доме его, и царствовал он только два года».

24. Внемли, народ, чтобы кто из вас не утвердил в сердце своем помышления Амонова и не погиб вскоре. Подобным образом и епископ да наблюдает по возможности, чтобы несогрешившие оставались несогрешившими, а обратившихся от грехов пусть принимает он, врачуя. Если же он, будучи безчеловечен, не примет раскаявшегося, то согрешит против ЯХВЕ, Бога своего, оправдывая себя более Его правды, и не принимая того, кого Он принял чрез Христа, ради кого послал Сына Своего на землю к людям, как человека, ради кого благоизволил, чтобы Он, Творец мужа и жены, родился от жены, ради кого попустил пострадать безстрастному по естеству возлюбленному Сыну, Богу Слову, Ангелу великого совета Своего, доведши Его до креста, смерти и погребения, чтобы подлежащих смерти освободил Он от смерти.

Вот Кого прогневляют те, которые не принимают кающихся! Ибо Он не постыдился меня, Матфея, бывшего прежде мытарем; и Петра, трижды отвергшегося Его по боязни, но умилостивившего Его покаянием и плакавшего горько, Он принял и снова поставил пастырем агнцев Своих; равно и Павла, соапостола нашего, причинившего нам прежде много зла и изрекшего хулы против Имени святого, из гонителя избрал в апостола и показал его сосудом избранным; и одной некоторой женщине–грешнице говорит Он: «прощаются твои грехи многие за то, что ты возлюбила много»; а когда старцы поставили пред Ним другую некоторую согрешившую и, предоставив суд Ему, вышли, Он, сердцеведец Господь, после того, как спросил её, осудили ли её старцы, а она сказала: «нет», — сказал ей: «итак, иди, и Я не осуждаю тебя».

Его–то, Спасителя, Царя и Бога нашего Исуса, должны вы, епископы, иметь образцом; Ему–то должны вы быть подражателями, кроткими, молчаливыми, благоутробными, милостивыми, мирными, не сердитыми, способными и готовыми научать, обращать, принимать, утешать, не бийцами, не гневливыми, не обидчивыми, не гордыми, не презрительными, не винопийцами, не упивающимися, не роскошествующими, не сластолюбивыми, не расточительными, пользующимися дарами Божиими не как чужими, но как своими, как поставленные в добрых домостроителей, как имеющие отдать отчет Богу.

Пищу должен иметь епископ умеренную, а одежду — соответствующую нужде и степенности. Благами Господними да не злоупотребляет он, как бы чужими, но да пользуется ими с умеренностью, ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Да не будет он ни роскошен, ни хвастлив, но да желает только необходимого.

25. Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий. Приношения добровольные на убогих пусть разделяет правильно сиротам, вдовицам, страждущим и неимущим странникам, как имеющий отдать отчет в этом Богу, вручившему ему такое домостроительство. Разделяя же всем нуждающимся по справедливости и сами пользуясь от благ Господних, но не злоупотребляя ими, вкушая от них, но не поедая всего одни, а делясь с нуждающимися, будьте вы непреткновенны пред Богом. Ибо если вы одни истратите их, то примете укоризну от Бога, говорящего к ненасытным и одноядцам: «молоко едите, и шерстью одеваетесь»; и в другом месте: «разве поселены вы одни на земле?», почему и в Законе повелено вам: «возлюбишь ближнего своего, как самого себя».