Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Сие же говорим не с тем, чтобы вы не пользовались трудами своими, ибо написано: «не обращай вола молотящего», но с тем, чтобы вы пользовались ими с умеренностью и по справедливости. Как вол, работающий на гумне без намордника, хотя ест, однако не все поедает, так и вы, работающие на этом гумне, то есть в Церкви Божией, ешьте от Церкви, как ели левиты, служившие скинии свидетельства, которая во всем была образом Церкви, а кроме того самым названием «свидетельство» обозначала скинию Церкви. Здесь и сами левиты, приступавшие к скинии, и их жены и сыновья и дочери их безпрепятственно пользовались от даров, частей, начатков, десятин, жертв и приношений, которые подавал весь народ в приношение Богу; так как делом их было служить скинии, то и не получили они в удел земли среди сынов Израилевых, но уделом левитов и наследием племени их были приношения народа.

Ныне же левиты народу вашему — вы епископы, служащие священной скинии, святой кафолической Церкви, и предстоящие алтарю ЯХВЕ, Бога нашего, и приносящие Ему словесные и безкровные жертвы чрез Великого Первосвященника Исуса. Вы для народа своего — пророки, начальники, вожди, цари; вы — посредники между Богом и верующими в Него, преемники и провозвестники слова Божия, знатоки Писаний и гласы Божии и свидетели воли Его; вы те, которые носят грехи всех и за всех должны отдать отчет, которым, как слышали вы, страшно угрожает слово Божие, если скроете от людей ключ разумения, которым угрожает опасность погибели, если не возвестите волю Его подчиненному вам народу, которым напротив — неложная награда и неизглаголанная честь в славе у Бога, если хорошо будете служить святой скинии. Ибо, как вам принадлежит бремя, так вы же собираете и подаваемые снеди и прочее необходимое. Вы — подражатели Христа Господа. Как Он вознес на древо грехи всех нас, распявшись, непорочный, за достойных наказания, так и вы должны усвоять себе грехи народа, когда о Спасителе сказано у Исайи: «Он грехи наши носит, и о нас страдает»; и опять: «Он грехи многих вознес, и за беззакония их был предан». Вы — образцы: и сами имеете образцом Христа. Он образец всем нам, а вы — образцы подчиненному вам народу; ибо не думайте, что епископство есть бремя удобное и легкое. Посему, так как вы несете бремя, то и нужно, чтобы вы первые пользовались плодами, и раздавали их нуждающимся, имея отдать отчет Тому, Кого никак нельзя обмануть, когда Он станет требовать его от вас.

Итак, тем, кто всегда прилежит Церкви, от Церкви же надлежит питаться, ибо они — священники, левиты, председатели, служители Божии, как в книге Чисел написано о священниках: «И сказал ЯХВЕ к Аарону: ты и сыны твои и дом отечества твоего, возьмите грехи святых, священства вашего. Вот Я дал вам достояние начатков, от всего освященного Мне от сынов Израилевых: тебе Я дал их в честь, и сынам твоим после тебя законом вечным. И это да будет вам от освященного, от приношений, и от даров, и от всех жертв, и от всякого преступления, и о грехах, и сколько отдают Мне, от всех святынь, тебе да будут, и сынам твоим: в святилище ешьте их»; и, спустя немного: «всякий начаток елея и вина и пшеницы, сколько отдадут ЯХВЕ, тебе Я дал их, и первородное всё тебе Я дал, и к этому всякое освященное, всякое первородное человека и скота чистого и нечистого, также жертвы, и груди, и правое плечо принадлежит священникам и прочим, находящимся при них, левитам».

Слушайте это и вы, народ, избранная Церковь Божия, — ибо народ и прежде именовался народом Божиим и «народом святым», почему и вы — святая священная Церковь Божия, написанная на небе, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, невеста, убранная для Господа Бога. Слушай теперь, Церковь великая, Церковь верующая, что сказано прежде: части, десятины и начатки — первосвященнику Христу и служителям его, десятины спасения, начало имени Исусова. Слушай, священная кафолическая Церковь, избежавшая десятоказния и получившая десятословие, и Закон узнавшая и веру принявшая, и в Исусе уверовавшая и десятину познавшая, и в йоту, которая есть начало имени Исусова, уверовавшая, и Его именем называющаяся, и на совершенстве славы Его утверждающаяся и блистающая.

Что тогда были жертвы, то ныне молитвы, прошения и благодарения; что тогда — начатки, десятины, части и дары, то ныне приношения, приносимые Господу Богу праведными епископами чрез Исуса Христа, умершего за них. Ибо они — первосвященники ваши, а пресвитеры ваши — священники, левиты же — нынешние диаконы ваши, чтецы ваши, певцы, привратники, диакониссы ваши, вдовицы, девственницы и сироты ваши. Высший же всех них есть первосвященник — епископ.

26. Епископ — служитель слова, страж ведения, посредник между Богом и вами в службах Его. Это — учитель благочестия; это — после Бога отец ваш, водою и духом возродивший вас в усыновление; это — начальник и вождь ваш; это — царь и правитель ваш; это — после Бога земной бог ваш, которому обязаны вы воздавать честь, ибо о нем и о подобных сам Бог сказал: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего все»; и: «богов не злословь».

Итак, епископ да председательствует у вас, как почтенный достоинством Бога, по которому он властвует над клиром и начальствует над всем народом.

А диакон пусть предстоит епископу, как Христос Отцу, и служит ему во всем безпорочно, как Христос, ничего не делая сам от себя, всегда делает угодное Отцу.

А диакониссу чтите вы во образ Духа Святого: она без диакона ничего пусть не делает и не говорит, подобно как и Утешитель ничего от себя не говорит и не делает, но, славя Христа, ожидает Его воли, и, как нельзя уверовать во Христа без духа учения, так никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диакониссы.

А пресвитеров считайте вы представителями нас, апостолов, учителями боговедения, потому что Господь сказал, посылая нас: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».

А вдовиц и сирот считайте вы образами жертвенника; а девственниц чтите во образ кадильницы и фимиама.

27. Как принадлежащему к иному роду, не бывшему от колена Левиина, не дозволялось приносить что–либо или приступать к алтарю без священника, так и вы ничего не делайте без епископа. Если же кто сделает что без епископа, то сделает это напрасно; ибо это не вменится ему в дело. Как Саул, принесший жертву без Самуила, услышал: «безумно поступил ты», так и всякий из народа, совершающий что–нибудь без священника, напрасно трудится. И как Озия царь, совершивший священническое, не будучи священником, поражен был за беззаконие проказою, так не останется ненаказанным и всякий из народа, презревший Бога, возбесившийся против священников Его, сам похитивший себе честь, не подражавший Христу, Который не Сам присвоил Себе славу быть Первосвященником, но ожидал услышать Отца: «клялся ЯХВЕ, и не раскается; ты — священник во век по чину Мелхиседека». Если Христос не славит Сам Себя без Отца, то как можно, чтобы человек сам покушался на священство, не приняв достоинства сего от высшего, и делал то, что позволительно одним священникам? Кореяне, несмотря на то, что были от колена Левиина, не были ли сожжены огнем, когда возстали на Моисея и Аарона и стали состязаться о непринадлежащем им? И Дафан и Авирон не сошли ли в преисподнюю живые, а прозябший жезл не остановил ли безумие многих и не указал ли первосвященника, избранного Богом?

Итак, и вы, братья, должны приносить жертвы свои, то есть приношения, епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов. Впрочем, не одни жертвы, но и начатки, и десятины, и добровольные дары ему же приносите; ибо он знает бедствующих и каждому дает как следует, чтобы один не получил в один и тот же день или на одной и той же седмице два раза и более, а другой между тем ни однажды; ибо справедливость требует лучше помогать истинно бедствующим, нежели тем, которые кажутся бедствующими.

28. Кто на агапу или на пир, как Господь наименовал, решился звать стариц, те пусть посылают к той, о которой знают диаконы, как о бедствующей, почаще. А на пиру обычное пастырю, разумею — начатки, хотя бы и не присутствовал он на пиру, пусть отделяют, как священнику, в честь Бога, вручившего ему священство. А диаконам пусть дают, в честь Христа, вдвое против того, сколько дается каждой старице. А пресвитерам, как постоянно труждающимся около слова учения, пусть отделяют двойную же часть, в благодать апостолов Господних, которых и место занимают они, как советники епископа и венец Церкви, ибо они — собор и совет церковный. А если и чтец есть, то и он пусть получает одну часть, в честь пророков. Столько же пусть получает и певец и привратник. Каждому достоинству пусть оказывает народ подобающую честь в даяниях и пожертвованиях жизненных.