Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

36. Имей пред очами страх Божий, всегда памятуя о десяти словах Божиих. Люби одного и Единого ЯХВЕ Бога всею крепостию. На идолов или на другое что, на богов, то есть бездушных или безсловесных или бесов, не обращай внимания. Познавай различное строительство Божие, получившее начало чрез Христа, и субботствуй ради Переставшего творить, но не переставшего промышлять; но субботствуй, упражняясь в законах божественных, а не предаваясь праздности. Всякое пожелание незаконное, всякий вред на погибель людей и всякий гнев удаляй от себя. Родителей чти, как виновников бытия. Ближнего своего люби, как самого себя. В потребном для жизни имей общение с нуждающимися. Клятвопреступления и частой клятвы понапрасну бегай; ибо не останешься неповинным. Пред священниками не являйся с пустыми руками, но непрестанно приноси добровольные дары свои. Церкви Христовой не оставляй, но ходи в нее поутру прежде всякого дела, и, опять, вечером ходи в нее, благодаря Бога, что даровал тебе жизнь. Работай, будь прилежен, трудись, приноси Господу добровольные дары свои; ибо сказано: «чти ЯХВЕ от праведных твоих трудов». Если не можешь положить в сокровищницу церковную, то хотя бы странникам дай одну, или две, или пять лепт. Собирай себе небесное богатство, которого не повреждают ни моль, ни воры.

А поступая так, не суди епископа своего или собрата. Если ты осудишь брата, то сделаешься судьею, тогда как никто не выбрал тебя в судьи, ибо судить предоставлено одним священникам, потому что им сказано: «производите праведный суд»; и опять: «будьте искусными торговцами», а вам этого не предоставлено, напротив — не имеющим достоинства судейского или учительского сказано: «не судите, да не судимы будете».

37. А судить епископ должен правильно, как написано: «праведным судом судите», и в другом месте: «что же и о себе не судите праведное?» Итак, будьте подобны сведущим мастерам серебряных дел. Как они дурные монеты отвергают, а хорошие усвояют, так точно и епископ безпорочное должен удерживать, а порочное или врачевать, или, если оно не врачуемо, отвергать, однако не тотчас же отсекать, и не всякому верить; ибо случается, что некоторые по ревности или зависти возводят на какого–либо брата ложное обвинение, как поступили в Вавилоне два старца против Сусанны, а египтянка против Иосифа.

Итак, говоримое тебе о других, ты, как человек Божий, не принимай безразсудно, чтобы не погубить невинного и не убить праведного. Кто с охотою принимает таковое, тот есть отец более гнева, нежели мира; а где гнев, там нет Господа, ибо гнев, как друг сатаны, разумею — гнев, возбуждаемый лжебратьями вопреки справедливости, никогда не попускает быть в Церкви единомыслию. Почему, узнав таковых безумцев, спорщиков, ревнивцев, зложелателей, не верьте им, даже остерегайтесь их, когда слышите от них что–либо на брата; потому что убить кого — ничего не значит в глазах их, и они низвергают человека там, где никто не подозревает.

Итак, ты обращай внимание на обвиняющего и с мудростью наблюдай, какая и какова жизнь его, и если найдешь, что он говорит истину, то поступи по наставлению Господа. Приняв одного обвиненного, обличи его наедине с тобою, чтобы раскаялся. Если он не убедится, то укажи ему прегрешение его в присутствии двоих или троих, вразумляя его с кротостию и учением, потому что «в сердце благом почиет премудрость, в сердце же безумных не познается».

38. Если он устами троих вас убедится, то благо ему; а если кто ожесточится, «скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь», — не принимай уже его в церкви, как христианина, но удаляй от нее, как язычника. Но если он пожелает каяться, то прими его, ибо язычника или мытаря Церковь принимает в общение тогда только, когда каждый из них раскается в прежних нечестиях. Ибо тем, которые переменяют поведение свое, Господь наш Исус, Христос Божий, определил покаяние.

39. Так, я Матфей, один из двенадцати, говорящих вам в учении сем, — апостол. Прежде я был мытарем, но теперь за то, что, раскаявшись в прежних делах, уверовал, — помилован и сподобился быть апостолом и проповедником слова Божия. И Закхей, которого Господь принял кающегося и молившего Его, прежде был также мытарем. А вот и воины и толпа мытарей, прийдя к учению Господню о покаянии, слышат от пророка Иоанна после погружения: «ничего не требуйте более определенного вам». Подобно же и жизнь народов не будет отринута, если они, покаявшись, отвергнут неверие.

Итак, мытарем или язычником считай того, кто обличен быв в худом деле, не раскаевается. Но если он потом покается и обратится от заблуждения, то, как язычников, желающих каяться, допускаем в церковь, чтобы слушали слово Божие, но общения с ними не имеем, пока не сделаются они совершенными, приняв печать, — так и этим, доколе не покажут они плода покаяния, дозволяем входить в церковь, чтобы слушали слово Божие и не погибли вдруг совершенно; а в молитве да не имеют они общения, но после чтения Закона, пророков и Евангелия пусть выходят, чтобы чрез исхождение улучшили образ жизни своей, стараясь каждодневно приходить в собрания и прилежать молитве, чтобы и сами могли быть приняты и видящие их пришли в сокрушение и делались благоговейнее, остерегаясь подвергнуться подобному.

40. Да, впадшим в проступок однажды или в другой раз ты, епископ, не гнушайся, и слова Господня не возбраняй ему, и из общего жительства не выгоняй его; ибо и Господь не отказывался есть с мытарями и грешниками, а когда фарисеи осуждали Его за это, сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Итак, с отлученными вами за грех обращайтесь и живите вместе, заботясь о них, утешая их, поддерживая их, говоря им: «укрепляйте ослабевшие руки, и утвердите колени гнущиеся»; ибо плачущих надобно утешать, а малодушествующих ободрять, чтобы безмерная печаль не довела их до безумия, поскольку «малодушный сильно безумен».

41. Когда же кто, обратившись, покажет плод покаяния, тогда допускайте его и к молитве.

Так поступай и ты, епископ; и как язычника принимаешь, омыв по научении, так и сего, как очищенного покаянием, при молении за него всех, возвращай на прежнее пастбище чрез руковозложение, и руковозложение будет ему вместо омовения; ибо Дух Святой давался верующим и чрез возложение рук наших. При сем, если бы кто из братьев, никогда не осквернявшийся, осудил тебя за то, что ты примирился с тем, скажи ему: «ты всегда со мною, и всё моё — твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой этот был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».

Ибо, что Бог не только принимает кающихся, но и возстанавливает их в прежнее достоинство, об этом достаточно свидетельствует святой Давыд, который после греха своего против Урии молился Богу, говоря: «воздай мне радостью спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня», и опять: «отврати лицо Твоё от грехов моих, и все беззакония мои очисти; сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей; не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня».

Так и ты, как сострадательный врач, лечи всех согрешивших, пользуясь спасительными и пригодными средствами, употребляя не только сечения или жжения или лекарства едкие, но и перевязки и бинты и врачевства успокаивающие, заживляющие, и вспрыскивая словами утешения. Если же рана застарела, то размягчи ее смягчающим пластырем, чтобы, наполнившись мясными сосочками, сделалась способною к заживлению; а если она нечиста, то очисти ее прижигающим порошком, то есть словом наказывающим; а если она опухает, то сожми ее острою перевязкою — угрозою суда; а если распространяется, то употреби прижигание и извлеки нечистоты, то есть изнури постами. Когда же сделаешь это и уверишься, что от ног до головы негде приложить ни пластыря, ни елея, ни перевязки, но рана распространяется и противится всякому врачеванию, подобно антонову огню поражая всякий член; тогда со многою осторожностью, посоветовавшись с другими опытными врачами, отрежь гнилой член, чтобы не растлилось все тело Церкви. Не удобопреклонен и не скор будь к отсечению, не скоро берись за пилу со многими зубцами, но прежде употреби нож и вскрой нарыв, чтобы, устранив внутри находящуюся причину болезни, соблюсти тело не чувствующим болей. А если увидишь кого не раскаевающимся и ожесточившимся, то с печалью и сетованием отсеки его, неизлечимого, от Церкви. Ибо: «измите злое от вас самих», и: «благоговейными сотворите сынов Израилевых»; и опять: «не принимай лица богатого в суде, и нищего не милуй на суде», «ибо суд — ЯХВЕ».

42. Если же обвинение в оговоре будет ложно, а вы, пастыри с диаконами, или по лицеприятию или за условленные подарки, желая сделать угодное оговорщику, примете ложь за истину и изгоните обвиняемого из Церкви, хотя он чужд преступления, то воздадите ответ в день ЯХВЕ, потому что написано: «невиновного и праведного не убивай; не бери даров, чтобы поразить душу; ибо дары ослепляют очи мудрых и погубляют слова праведных»; и опять: «горе оправдывающим нечестивого из–за даров, и то, что у праведного есть праведное, отбирают».