Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Берегитесь осуждать кого–либо несправедливо и благоприятствовать злым; «ибо горе тому, кто называет худое добрым и доброе худым, горькое сладким и сладкое горьким, кто делает свет тьмою и тьму светом». Внемлите, чтобы, сделавшись лицеприятными, не подпасть этому гласу Господню; ибо, если вы осудите других несправедливо, то сами против себя произнесете приговор, потому что Господь говорит: «каким судом судите, таким будете судимы».

Итак, если вы судите нелицеприятно, то разузнавайте обвинителя, свидетельствовавшего против ближнего своего ложно, и покажите, что он — клеветник, ябедник, убийца, что он мутит всё злыми спорами, непостоянен в словах, сам противоречит себе в известиях, и уловляется словами собственных уст, ибо таковой сам ставит себе крепкую сеть — собственные уста. Когда таковой обличен будет в лжесвидетельстве, ты суди его строго, предай его мечу огненному, и сделай ему то, что он злоумышлял сделать ближнему; ибо, как только мог, он убил брата, наговорив судье, а написано: «проливающий кровь человеческую, вместо неё его прольется», и: «изыми от себя кровь неповинную, пролитую напрасно».

43. Такого ты отлучи от Церкви, как убийцу брата. Потом, спустя время, если он скажет, что кается, назначьте ему посты, а после сего примите его чрез руковозложение, предостерегши его, однако, чтобы опять не возмутил кого–либо. Если же, по вступлении в Церковь, он опять мятежничает подобным образом, не переставая возмущать и поносить брата, по спорливости выдумывая преступления, то извергните его, как заразу, чтобы не опустошал Церкви Божией; ибо таковой производит возмущения в городах, и хотя бы он находился внутри Церкви, неблагообразен, излишен в ней и ненадобен ей, оскверняющий, насколько может, тело Христово.

Итак, сей, в другой раз изверженный из Церкви, достойно отсечен от собрания Господня; а Церковь Господня явилась ныне более красивою, нежели прежде, когда имела член лишний и ей несвойственный: почему отныне она не хулится уже и не поносится, освободившись от людей злых, коварных, злоречивых, жестоких, предателей, ненавистников добра, сластолюбцев, тщеславных, обольстителей, почитающих себя мудрыми, поставляющих делом своим разсеевать, а лучше — разгонять агнцев Господних.

Итак, ты, епископ, старайся вместе с подчиненным тебе клиром право править слово истины; потому что Господь говорит: «если стороною пойдете ко Мне, и Я к вам пойду стороною»; и в другом месте: «с верным верен будешь, и с непорочным непорочен будешь, и с кривым — по изворотливости его». Ходите верно, чтобы сподобиться лучше хвалы от Господа, нежели, напротив, порицания.

44. Будучи единомудренны между собою, будьте, епископы, мирны между собою, сострадательны, братолюбивы, пасите народ со тщанием, единомудренно уча подчиненных вам быть единомысленными и одно и то же думающими об одном и том же, чтобы не было между вами разделений, но чтобы были вы одно тело и один дух, соединенные одним духом и одною мыслию, согласно постановлению Господню. А диакон хотя всё пусть возносит к епископу, как Христос к Отцу, но что может, то пусть исправляет сам собою, получив власть от епископа, как Господь получил от Отца власть создавать и промышлять; а епископ пусть судит о важнейшем. Кроме того, диакон да будет ухом и оком и устами, также сердцем и душею епископа, чтобы епископ не заботился о многом, но только о важнейшем, как и Иофор постановил Моисею, и совет его был принят.

45. Прекрасная похвала христианину — ни с кем не иметь дел; а если бы по чьему возбуждению или искушению случилось у кого дело, то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой–либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мирские; ибо чрез них диавол причиняет рабам Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто мы не имеем ни одного мудрого, который мог бы разсудить враждующих или разрешать тяжбы.

46. Язычники не должны знать происходящих между вами раздоров, и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих, и не судитесь у них, и ничем не будьте должны им относительно подати или страха, но «отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу», как то: подать или кинсон или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от досаждения.

Итак, избери лучше понести урон и стараться о том, что клонится к миру не только с братьями, но и с неверующими; ибо, понесши какой–либо урон в житейском, ты, как богочестивый и живущий по заповеди Христовой, не потерпишь никакого вреда в божественном. Если же какую тяжбу имеют между собою — чего да не будет! — братья, то вы, предстоятели, должны уразуметь из сего, что таковые совершают дело не братьев о Господе, но, лучше, неприязненных врагов. И если один из них окажется мягким, тихим, чадом света, а другой жестоким, дерзким, любостяжательным, то сей, по дознании, что он таков, да будет подвергнут епитимии и отлучен и понесет наказание братоненавистничества; потом, если переменится, да будет принят и таким образом, быв уцеломудрены, облегчат они судилища ваши. Надлежит также, чтобы оскорбления, причиненные друг другу, прощали и не судии, но сами те, которые имеют их у себя, как объявил Господь, когда, спрошен быв мною, Петром: «если согрешит против меня брат мой, сколько раз прощать ему? — до семи ли раз?» сказал: «не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз». Воистину хочет Господь, чтобы так вели себя ученики Его и чтобы никогда ничего не имели ни против кого, как то: ни неумеренного гнева, ни чрезмерной запальчивости, ни несправедливого пожелания, ни непримиримой ненависти. Итак, кто гневается, тех соединяйте в дружбу; кто враждует, тех приводите в единомыслие; потому что Господь говорит: «блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся».

47. Судилища ваши да бывают во второй день после субботы, чтобы, если окажется противоречие вашему мнению, вы, имея досуг до субботы, возмогли исправить противоречие, и в день ЯХВЕ примирить несогласных между собою. На судилище же пусть присутствуют с вами и диаконы и пресвитеры, судя, как люди Божии, со справедливостью и нелицеприятно. Когда же придет, как и Закон говорит, то и другое лицо, у которых есть тяжба, то каждое пусть станет посреди судебного места, и вы, выслушав их, праведно выньте жребии, стараясь сделать их обоих друзьями, прежде мнения епископа, чтобы суд против согрешившего не сделался гласным, потому что епископ и на судилище имеет одобрителем и свидетелем суда Христа Божия. И тогда, когда кто клеветливо обличается кем–либо в неправом хождении о Господе, подобным же образом выслушивайте то и другое лицо, как обвиняющего, так и обвиняемого, только не по предубеждению, ни с потворством одной стороне, но по справедливости, как подающие мнение о жизни или смерти вечной. «Праведный, говорит Бог, праведное преследуй»; ибо, кого вы наказали и отлучили справедливо, тот отвержен от вечной жизни и славы, и у праведных людей безчестен, и у Бога осужден.

48. А мнение произносите не о всяком грехе одинаковое, но каждому сродное, со многим благоразумием обсуждая каждое прегрешение, как малое, так и великое; и иначе осуждайте грех делом, и, опять, иначе — грех словом, иначе — грех намерением, иначе — грех злоречия, иначе — грех подозрения, и одних подвергай только угрозам, других подаянием нищим, тем назначь строгие посты, а других, по великости преступления их, отлучи.

И Закон назначил не одно и то же наказание за всякий грех; но иное за грехи против Бога, против священника, против храма, против святилища, иное за грехи против царя, против начальника, против воина, против подчиненного, против равного или слуги, или против имения или против безсловесного, и, опять, — различное за грехи против родителей и сродников, иное также за грехи вольные и иное за грехи невольные, и одних подверг смерти или на кресте или чрез побиение камнями, а других пени или побоям или возмездию. Так и вы за различные грехи налагайте и наказания различные, чтобы не вкралась какая–либо несправедливость и не подвигла Бога к негодованию; ибо, на каком несправедливом суде будете вы посредниками, того и мзду получите от Бога; ибо «каким судом судите, таким будете судимы».

49. Итак, сидя на судебном месте, в присутствии того и другого лица — мы не назовем их братьями, пока не примирятся между собою — тщательно изведывайте о препирающихся, и сначала об обвиняющем, сего ли первого обвиняет он, или и на других возводил он преступления, и не от недовольства ли или спорливости их предлежит преступление, и каков образ жизни его. Но одному ему, хотя бы он был добросовестен, не верьте, ибо это противозаконно, а пусть будут у него и другие свидетели, подобные ему по поведению, как говорит Закон: «при устах двух и трех свидетелей станет всякое слово». Почему же, сказали мы, должно изследовать, каково поведение их? Потому что часто случается, что и двое и большее число свидетельствуют о зле и согласно утверждают ложь, как поступили в Вавилоне два старца против Сусанны, в Самарии — сыны беззаконных против Навуфея, в Иеросалиме — множество жидов против Господа и против первомученика Его Стефана.

Итак, свидетели да будут кротки, негневливы, справедливы, любовны, целомудренны, воздержны, не злы, верующие, благочестивые; ибо свидетельство таковых по самому поведению их твердо и по образу жизни их истинно. А кто не таков, тех свидетельства не принимайте, хотя бы и казались они согласными в обвинении; ибо в Законе повелевается: «не следуй с большинством на зло, не принимай слуха пустого, не прилагайся к большинству, чтобы извратить правду».