Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Когда же соберешь Церковь Божию, то, как бы кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы пловцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы, ибо они уподобляются матросам и надсмотрщикам над гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины — отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание.

В середине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги Моисеевы и Исуса Навина, книги Судей и Царств, книги Паралипоменон и книги о возвращении; сверх сего — книги Иова и Соломона и книги пророков.

Когда совершатся два чтения, другой кто–либо пусть поет песни Давыдовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов. После этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелие. Во время же чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубоком безмолвии; ибо написано: «молчи и слушай, Израиль»; и опять: «ты же здесь стань и слушай».

Затем пресвитеры, по одиночке, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их — епископ, который подобен кормчему. А привратники пусть стоят при входах мужчин, охраняя их, диакониссы же при входах женщин, — наподобие тех, которые принимают пловцов на корабль; ибо и в скинии свидетельства и в храме Божием сохранялся тот же чин и порядок.

Если же кто окажется сидящим не на своем месте, то да будет укорен диаконом, как бы штурманом, и сведен на подобающее ему место. Ибо церковь подобна не только кораблю, но и овчарне. Как пастухи каждое безсловесное, разумею — козлищ и овец, размещают по роду и возрасту, и как из них каждое подобное бежит к подобному: так и в церкви молодые пусть сидят отдельно, если есть место, а если нет, то пусть стоят прямо; достигшие же возраста пусть сидят в порядке, а младенцев стоящих пусть возьмут их отцы и матери, а молодые, опять, пусть пребывают отдельно же, если есть место, а если нет, то пусть стоят позади женщин; а замужние уже и имеющие детей да будут поставлены отдельно, а девственницы и вдовицы и старицы пусть стоят или сидят впереди всех.

Попечителем же о местах да будет диакон, чтобы каждый из входящих занимал свое место и чтобы никто не сидел у входа. Подобным образом диакон пусть надзирает за народом, чтобы никто не шумел, не дремал, не смеялся и не размахивал; ибо в церкви должно стоять со вниманием, трезвенно и бодро, имея слух устремленным к слову Господню. После этого, все вместе встав и смотря на восток, по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, возшедшему на небеса небес на восток, воспоминая о древнем наследовании рая, находившегося на востоке, откуда изгнан первый человек после того, как нарушил заповедь, поддавшись навету змия.

После же молитвы, одни из диаконов пусть занимаются приношением евхаристическим, служа телу Господню со страхом, а другие пусть надзирают за народом, чтобы он хранил безмолвие. Диакон же, стоящий подле первосвященника, пусть говорит народу: «да никто на кого, да никто в лицемерии». Потом пусть лобызают друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, целованием о Господе, но никто да не лобызает другого коварно, как Иуда предал Господа целованием. После этого диакон пусть молится о всей Церкви и о всем мире и странах его, о плодах земных, о священниках и начальниках, о первосвященнике и царе, о мире всего мира.

Потом первосвященник, испрашивая народу мир, пусть благословит его, как и Моисей заповедал священникам благословлять народ сими словами: «Да благословит тебя ЯХВЕ и сохранит тебя; да призрит на тебя ЯХВЕ светлым лицом Своим и помилует тебя; да обратит ЯХВЕ лицо Свое на тебя и даст тебе мир».

Итак, пусть епископ молится и говорит: «Спаси народ Твой, ЯХВЕ, и благослови достояние Твоё, которое Ты стяжал и приобрел честною кровию Христа Твоего и назвал царским священством и народом святым».

После этого да бывает жертва, при стоянии и безмолвном молении всего народа, а когда принесут ее, каждый чин особо пусть причащается тела Господня и драгоценной крови в порядке, с почтением и благоговением, как приходящие к телу царскому; и женщины пусть приходят с покрытыми головами, как приличествует женскому полу, а двери пусть стерегут, чтобы не взошел кто неверующий или непросвещенный.

58. А если кто, брат или сестра, придет из другой области с одобрительным письмом, то диакон пусть обследует относящееся до них, разведывая, верующие ли они, чада ли они Церкви, не осквернены ли они ересью, и, опять, замужняя ли или вдовица, и таким образом, узнав относительно их, что они истинно верующие и единомысленные в Господнем, пусть отводит каждого на подобающее ему место. А если придет из области пресвитер, то пусть общительно примут его пресвитеры, а если диакон, то — диаконы, а если епископ, то пусть сядет он с епископом, удостоившись от него равной чести. И ты, епископ, попроси его проговорить к народу поучительное слово; ибо наставление и вразумление чужестранных принимается благосклонно и весьма полезно, потому что «никакой пророк, говорит, не принимается в своем отечестве». Позволь также ему и евхаристию совершить. Если же он, как мудрый, из уважения и почтения к тебе не захочет совершить евхаристии, то принудь его по крайней мере благословить народ.

А если во время сидения взойдет другой какой муж благопристойный и славный, чужестранец ли или туземец, то ты, епископ, если говоришь тогда народу слово о Боге или слушаешь поющего или читающего, не оставляй служения слова по лицеприятию, чтобы доставить вошедшему первое место, но оставайся спокойным, не прерывая своего слова или слушания. Его пусть примут чрез диаконов братья, и если нет места, то диакон с благоразумием, но не с гневом, сведши младшего с места, пусть посадит на нем вошедшего, — справедливо также, чтобы братолюбец и сам сделал это; а если тот откажется, то сведи его против воли и поставь позади всех, чтобы и прочие научились уступать место почтеннейшим. Когда же войдет бедный или незнатный или странник, старый или молодой возрастом, а места нет, то и им пусть образует место диакон от всего сердца, имея в виду не то, чтобы угодить людям, но то, чтобы служение свое сделать благоугодным Богу. То же самое пусть делает и диаконисса, когда приходят женщины, бедные или богатые.

59.

Не расточайте же себя вы, члены Христовы, нехождением в собрания. Имея главою Христа, по обещанию Своему присущего нам и соединившегося с нами, не нерадите о себе, не отнимайте у Спасителя Его членов, не разделяйте Его тела, не расточайте Его членов, не предпочитайте божественного слова потребностям житейским, но каждый день собирайтесь утром и вечером на пение и молитву в зданиях Господних: утром, говоря псалом шестьдесят второй, а вечером — сто сороковой. Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господа, то есть в день ЯХВЕ, возсылая хвалу Богу, сотворившему все чрез Исуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем стоя, в память Воскресшего в третий день, и когда бывают чтения пророков и проповедь Евангелия и приношение жертвы и дары священной снеди?