Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

А когда проходишь по площади, желая помыться, то пользуйся мужскою банею, чтобы чрез показание тела своего женщинам непристойно открытым, или усмотрение зрелища, непристойного мужчинам, или ты не уловился, или собою не уловил легко уловляемых так женщин. Берегись этого, чтобы не запутать тебе души своей в силках.

7. Ибо послушаем, что говорит святое Слово в Премудрости: «Сын, храни мои слова, мои же заповеди сокрой у себя. Назови премудрость сестрою твоею, разум же близким сотвори себе, да соблюдет тебя от жены чужестранной и лукавой, если начнет облагать тебя словами льстивыми. Ибо если в оконце из дома своего увидит кого–нибудь на пути приникшего, из безумных детей юношу скудоумного, проходящего по торжищу на дорогах к дому её и говорящего в темный вечер: когда упокоение будет ночное и мрачное? жена же встретит его, взгляд имея прелюбодейный, который окрыляет сердца юношей; возбуждена же она и блудна, в доме же не отдыхают ноги её. Ибо некоторое время снаружи блуждает, временем же на дорогах при всяком угле сидит. Потом, взяв, лобзает его, безстыдным же лицом говорит к нему: жертва мирная у меня, сегодня воздаю обеты мои; поэтому я вышла навстречу тебе; желая лица твоего, нашла тебя; простынями я покрыла одр мой, коврами же приличными из Египта постелила; шафраном я посыпала ложе моё, и дом мой корицею.

В противном же случае, говорит, «раскаешься при конце твоём, когда износятся плоти тела твоего, и скажешь: зачем я возненавидел наставление, и от обличений праведных уклонилось сердце моё? Не послушал я голоса наставляющего меня, и к учащему меня я не приклонял уха моего: понемногу побывал я во всяком зле». Но чтобы более не распространять нам свидетельств, — вы, мудрые, если какие мы опустили, сами выбирая из священных Писаний пригодное для себя, утверждайтесь, уклоняясь от всего дурного, чтобы оказаться вам праведными в вечной жизни у Бога.

8. Жена да повинуется мужу своему, потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа — Бог и Отец Его. Итак, после Вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Исуса Христа, чрез Которого слава Богу, — бойся, жена, мужа своего, и страшись его, старайся нравиться ему одному, и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж Премудростью, которая говорит чрез Соломона: «Жену доблестную кто найдет? Драгоценнее такая камней многоценных. Уверено в ней сердце мужа её: такая прибытка не лишится. Ибо делает мужу добро во всю жизнь. Найдя шерсть и лен, творит благопотребное руками своими; она — как корабль купеческий, издалека собирающий ему богатство; и встает ночью, и раздает пищу в доме и работу служанкам; увидев поле, купит, от плодов же рук своих насаждает стяжание. Препоясав чресла свои, укрепит мышцы свои, и вкушает, что работа её хороша, и не угасает светильник её всю ночь. Локти свои простирает на полезное, руки свои утверждает на веретене, и руки свои открывает бедному, длань же простирает нищему; не печется о находящихся в доме муж её, ибо все у неё одеты в приличные одеяния, и одежды делает мужу своему, из виссона и порфиры одеяния. Славится во вратах муж её, когда сидит в собрании со старцами земли. Покрывала сделает и продает финикийцам, опоясания же ханаанеянам. Славою и благолепием облечется, и возвеселится в конце дней. Уста свои открывает мудро и внимательно, и чин заповедает языку своему. Тесны же пути дома её: пищу же ленивого не ест. Уста свои открывает мудро и по закону, устроения же милостыни на языке её; поднимутся дети её, и, обогатившись, похвалят её, и муж её похвалит её: «многие дочери стяжали богатство, многие сотворили силу: ты же преуспела и превознеслась над всеми. Ложного угодничества и пустой красоты женской нет в тебе: ибо жена благочестивая благословенна; страх же ЯХВЕ сия да хвалит. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её». И опять: «жена мужественная — венец мужу своему». Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа Бога жена целомудренная и любящая мужа.

Если хочешь, жена, быть верною и угодною Господу, то не наряжайся, чтобы нравиться чужим мужьям, и в ношении плетений волос или одежд или подвязок не подражай проводящей распутную жизнь, чтобы привлекать к себе тех, которые уловляются этим. И хотя бы ты делала мерзости эти не для того, чтобы грешить, но для того только, чтобы наряжаться, то и в этом случае не избежишь наказания впоследствии, если склонишь кого–нибудь увлечься к пожеланию тебя, и не остережешься, чтобы или самой не впасть в грех, или чтобы других не ввергнуть в соблазн. А если, предавшись соблазненному тобою, согрешишь, то и лично сбеззаконничаешь и в душе человека того будешь виновна; потом, согрешив с одним, как бы забывшись, на один раз, нечувствительно уклонишься опять к другим, как говорит божественное слово: «когда придет нечестивый в глубину зол, небрежет: находит же на него безчестие и поношение»; ибо такая женщина, уязвившись наконец жестоко, уловляет души нецеломудренных.

Послушаем же, как и таковых женщин позорит божественное слово, говоря: «я возненавидел больше смерти жену, которая есть силки и сеть сердцу, узы же — руки её»; и в другом месте: «каково кольцо золотое в ноздрях свиньи, такова красота жены злоумной»; и опять: «лучше жить в углу непокрытом, нежели с женою болтливою и сварливою».

Не подражайте таковым женщинам вы, христианки. Но если ты желаешь быть верною мужу своему, то старайся нравиться ему одному. На улицах покрывай голову свою, ибо чрез покрывало ты не попустишь смотреть на себя слишком любопытным. Лица, данного тебе Богом, не росписывай, ибо в тебе нет ничего такого, что нуждалось бы в украшении, потому что всё, что только создал Бог, «весьма хорошо», а безмерное украшение хорошего безчестит дар художника. Путь свой совершай, смотря вниз, с покрытою головою, как прилично женщинам.

9. Избегай и непристойного мытья в бане с мужчинами, ибо много ловушек у лукавого.

Определенным же временем для благовременного омовения да будет у тебя десятый час: ибо ты, как верующая, всячески и всегда должна бегать многоочитого любопытства.

10. И сварливость свою ко всем, наиболее же к мужу своему, ты, как верующая, пресекай, чтобы муж твой, если он неверующий или язычник, соблазнен быв тобою, не похулил Бога, а ты не оказалась у Бога наследницею горя: ибо горе, говорит Он, тому, ради кого «имя Мое хулится в народах»; если же муж твой верующий, то, как знающий Писания, не нашелся бы вынужденным сказать слово, написанное в Премудрости: «лучше жить на земле пустой, нежели с женою болтливою и сварливою».

Посему, жены, показывайте богочестие чрез стыдливость и кротость и всем внешним, как женщинам, так и мужчинам, чтобы привлекать и поощрять их к вере. И как мы не многому научили вас вразумлением, сестры, дочери и члены наши, то вы сами, как мудрые, живя так, чтобы не злоречили вас, всячески старайтесь узнавать наставления, чрез которые благоугодно могли бы вы приблизиться к царству Господа нашего и упокоиться во веки веков. Аминь.

Книга вторая

1. Относительно епископов мы так слышали от Господа нашего. Кто поставляется в пастыря–епископа в Церкви какой–либо области, тот должен быть незазорен, безукоризнен, чужд всякой несправедливости человеческой, не моложе пятидесяти лет, когда он освободится некоторым образом от юношеских непристойностей и наветов отвне, а сверх этого и хулений, взносимых на многих некоторыми лжебратьями, не знающими слова Божия, находящегося в Евангелии: «кто бы ни сказал слово праздное, воздаст о нём слово в день судный», и опять: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Да будет же он, если возможно, образован, а если он будет неучен, то да будет, по крайней мере, искусен в слове, как прилично возрасту тому.

Если же в какой–нибудь малой области не оказывается пожилого человека, сожители которого одобряли бы его, как достойного епископства, но есть там человек молодой, так мудрый, что может быть поставлен в епископа, как показавший в молодости кротость и благонравие старческие, то, по испытании, все ли так отзываются о нем, да будет поставлен он в мире. И Соломон двенадцатилетний царствовал в Израиле, и Иосия восьмилетний царствовал с правдою, подобно и Иоас семилетний начальствовал над народом. Поэтому и епископом может быть молодой, только бы был он кроток, скромен и молчалив; ибо Господь Бог говорит чрез Исайю: «на кого посмотрю? только на кроткого и молчаливого, и всегда трепещущего слов Моих». Подобно и в Евангелии так: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Да будет он и милостив, потому что опять сказано: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Да будет он и миротворен, потому что опять говорит: «блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Да будет он и добросовестен, чист от всякой злобы, лукавства и несправедливости, потому что опять сказано: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».