Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Итак, вдовицы должны быть степенны, покорны епископам и пресвитерам и диаконам, а сверх сего — диакониссам, благоговейны, совестливы, боязливы, несвоевластны и сверх постановления ничего не желающие делать без воли диакона, как то: ходить к кому есть и пить у него или брать что от кого. А если сделает она одно что–либо таковое, не получив повеления, то да накажется постом или да отлучится как дерзкая.

8. Ибо как узнает вдовица, какова та, от которой принимает она, или от какого служения предлагает она пищу, — не от хищения ли или другого какого нехорошего приобретения? Разве не знает вдовица, что она за каждое по сему отдаст отчет Богу, если примет недостойно Бога? И священники никогда не примут добровольных даров таковой, например, воровки или блудницы; ибо написано: «не пожелай того, что ближнего»; и: «не приноси ЯХВЕ Богу платы блудницы». От таковых, равно как и от отлученных, не должно принимать.

Да будут же вдовицы готовы повиноваться заповеданному им от высших, и да поступают по постановлению епископа, повинуясь ему, как Богу. Ибо кто принимает от такового, обезславленного или отлученного от Церкви, и молится за него, решившегося пребывать в зле и не желающего раскаяться когда–либо, тот сообщается с ним в молитве, и опечаливает отметающегося неправедных Христа, и одобряет их принятием недостойного подаяния, и вместе с ними оскверняется, не попуская им придти в покаяние, чтобы плакать и молиться Богу.

9. А о погружении чрез женщин да будет вам ведомо, что покушающимся на него предлежит не малая опасность: почему не соизволяем на него, ибо это опасно, даже беззаконно и нечестиво. Если глава жены муж, и если в священство избирается он, то несправедливо поступать вопреки закону творения и, оставив начало, обращаться к остальному телу. Ибо жена — тело мужа, от кости его, и подчинена тому, от кого отделена для рождения детей. «Он, говорит, тобою обладать будет»; ибо начало жены — муж, потому что — глава.

Если в предыдущем не позволили мы женщинам учить, то как позволит им кто, вопреки природе, священнодействовать? Поставлять при богинях женщин–священниц есть заблуждение еллинского безбожия, а не постановление Христово. Притом, если бы надлежало креститься от женщин, то, конечно, и Господь крестился бы от Матери своей, а не от Иоанна, или, посылая нас крестить, Он вместе с нами послал бы на то же дело и женщин. Однако, ничего такого Он никогда не повелевал и не предал в письме, ибо знал и чин природы, и благоприличие дела, как Творец природы и Законоположник постановления.

10. Но и народу не позволяем мы совершать какое–либо из дел священнических, каковы: жертва, или погружение, или руковозложение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его сам, потерпит наказание Озии.

11. Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам, или певцам, или привратникам, или служителям, но — одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказанию кореян.

Не позволяем также пресвитерам рукополагать диаконов, или диаконисс, или чтецов, или служителей, или певцов, или привратников, но — одним епископам. Таков чин и строй церковный.

12. А что касается зависти, или ревности, или злословия, или распри, или спора, то мы сказали уже вам, что это чуждо христианина, а наипаче вдовиц. Однако же диавол, как подстрекатель изворотливый и чрезвычайно искусный в нанесении вреда, метит в лжевдовиц, как некогда в Каина. Ибо некоторые говорят, что они вдовицы, но заповедей, достойных вдовства, не соблюдают, как и Каин не соблюл законов братства. Они не знают, что не имя вдовства введет их в царствие, но истинная вера и праведные дела, а если какая, стяжав имя вдовства, упражняется в занятиях противника, то вдовство ее не будет почтено, и она, выгнанная из царствия Божия, предана будет вечному наказанию.

Ибо мы слышим, что некоторые вдовицы ревнивы, завистливы, клеветливы, завидуют пособиям других. Такие не Христовы, и не воспитанницы учения Его; ибо когда какая совдовица будет одета кем или получит от кого деньги, или пищу, или питие, или обувь, то они, увидев оживленную сестру свою, должны говорить:

13. Благословен Ты, Боже, ожививший совдовицу! Благослови, ЯХВЕ, и прославь послужившего ей, и дело его да взойдет к Тебе в истине, и вспомнишь его во благо в день посещения его; и епископа моего, хорошо послужившего Тебе и научившего быть благовременной милостыне состарице моей, которая нага. Приложи ему славу, и дай ему венец радости в день откровения посещения Твоего.

Подобным образом пусть молится и вдовица, получившая милость, за послужившего ей.

14. Однако, благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая перед собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она — святой жертвенник Божий. И Отец, видящий тайное, воздаст благотворителю явно.

Но вдовицы, не желающие жить по заповеди Божией, стараются выведать, кто послужившая и кто принявшие, а узнав это, упрекают послужившую, говоря: «неужели ты не знала, что я ближе к тебе и более бедствую, нежели она? Зачем же ты предпочла ее мне?» А это говорит неразумная, не помышляющая, что то была не воля человека, но повеление Божие. Ибо, если она сама свидетельствует, что она ближе, нежели та, поставлена в большей нужде, и более нага, нежели она, то должна помышлять, Кто постановил так, и, молча и не упрекая послужившую, войдя в дом свой и падши на лицо свое, молить Бога, чтобы простил ей прегрешение. Ибо Бог повелел, чтобы благотворительница не выставляла благодеяния своего напоказ, а она упрекнула ее, что не провозгласила имени своего, чтобы и она, узнав об этом, побежала за получением, и не только упрекнула, но и прокляла ее, забыв сказавшего: «благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят». Господь же говорит: «в какой дом войдете, говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то мир ваш почиет на нем, а если дом не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится».