Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

15. Если мир опять возвращается к пославшим его, потому что не нашел достойных его, то тем более проклятие возвратится на главу пославшего оное несправедливо, потому что не заслужил принять его тот, к кому оно послано. Ибо всякий укоряющий напрасно поносит самого себя, как говорит Соломон: «как птицы улетают и воробьи, так клятва пустая не найдет ни на кого»; и опять говорит он: «выносящие же оскорбление — безумцы». Как пчела, слабая силами, когда ужалит кого, теряет жало и делается безплодною, так точно и вы: если сделаете что несправедливое другим, то сделаете это для самих себя; ибо «ров вырыл, и выкопал его, и упадет в яму, которую сделал»; и опять: «роющий яму ближнему своему впадет в неё».

Итак, кто бегает проклятия, тот да не проклинает другого; ибо то, что ненавидишь, чтобы тебе было, то и ты другому не делай. Посему вразумляйте непокорных, поражайте безстыдных, утешайте малодушных, укрепляйте немощных, хвалите ходящих в праведности. Пусть благословляют лучше, а не злословят, творят мир, а не войну производят.

Итак, ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни другой кто из священнического списка да не оскверняет языка злословием, чтобы вместо благословения не наследовать проклятия. А епископ пусть старается и печется, чтобы не произносил проклятия и из народа; ибо его дело — печься обо всех: о клириках, о девах, о вдовицах, о народе.

Поэтому, в помощники себе в жизни, в делатели правды избирай, епископ, диаконов благоугодных Богу, о которых от всего народа дознаешь, что они достойны диаконства и способны к понесению трудов служения сего.

В диакониссу также избирай жену верующую и святую, чтобы служила женщинам; ибо случается иногда, что в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из–за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диакониссу.

Подлинно, женщину диакониссу мы употребляем во многих случаях. Именно, когда просвещаются женщины, диакон пусть помазует святым елеем только чело их, а после него пусть помазует их диаконисса; ибо нет необходимости, чтобы мужчины смотрели на женщин. И епископ во время возложения рук пусть помазует только главу ее, как прежде помазывались священники и цари, потому что от Христа бывают христианами, царственным священством и народом святым, Церковью Божией, столпом и утверждением нынешнего света, — те, которые были некогда не народом, а ныне стали возлюбленными и избранными, которым наречено новое имя Его, как свидетельствует пророк Исайя, говоря: «и прозовут народ именем его новым, которым ЯХВЕ назовет его».

16. Подобно тому ты, епископ, помазуй главу погружаемых, мужчины ли они или женщины, святым елеем, во образ духовного погружения. Потом или ты, епископ, или подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, погрузи их в воде; причем мужчину пусть воспринимает диакон, а женщину — диаконисса, чтобы преподаяние несокрушимой печати совершалось благоприлично. После этого епископ пусть помазует погруженных миром.

17. Преподается же погружение в смерть Исуса, а вода означает гроб, елей — Духа Святого, печать — крест; миро есть утверждение в исповедании веры; Отец воспоминается, как Виновник и Ниспослатель; Дух совосприемлется, как Свидетель; погружение есть соумерщвление; выгружение — совоскресение. Отец есть ЯХВЕ, Бог над всем; Христос — Единородный Бог, возлюбленный Сын, Господь славы; Дух Святой — Утешитель, Христом посылаемый и Им научаемый и о Нём проповедующий.

18. А погружаемый да будет чужд всякого нечестия, недеятелен ко греху, друг Бога, враг диавола, наследник Бога Отца, сонаследник же Сына Его, отрекшийся сатаны и бесов и обольщений его, непорочен, чист, праведен, боголюбив, сын Бога, молящийся, как сын отцу, и говорящий как бы от общего собрания верующих так: «Отец наш, ЯХВЕ на небесах, да святится имя Твоё; да придет царство Твоё; да будет воля Твоя, как на небе, и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть царство и сила и слава во веки. Аминь».

19. И диаконы да будут во всем безпорочны, как и епископы; но только деятельнейшими, соответственны сонму Церкви, чтобы могли служить и немощным, как делатели непостыдные.

Женщина также пусть старается печься о женщинах. А тот и другая пусть исправляют должности — извещать, посещать, услуживать, служить, как и о ЯХВЕ сказал Исайя, говоря: «оправдать праведника, хорошо служащего многим». Каждый пусть знает собственное место, и проходит его усердно, единомысленно, единодушно, зная о награде за служение. А служить нуждающимся да не стыдятся они. Как Господь наш Исус Христос «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»: так и они должны поступать. Если бы нужно было даже положить за брата душу, да не усомнятся сделать это, ибо Господь и Спаситель наш Исус Христос не усомнился положить душу свою, как Сам сказал, за друзей своих. Ибо, если Господь неба и земли все потерпел ради нас, то как усумнитесь послужить нуждающимся вы, обязанные быть подражателями Его, потерпевшего за нас и рабство, и скудость, и биения, и крест?

Итак, и мы должны служить братьям, как подражатели Христовы, ибо «кто хочет между вами быть большим, говорит Он, да будет вам слуга; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам раб». Так и Сам Он оное «благо служить многим» исполнил на деле, а не на словах. Ибо, взяв полотенце, препоясался, потом влил воду в умывальницу, и, когда мы возлежали, подошедши, умыл ноги всем нам и отер полотенцем, а делая это, показал нам вожделенность братолюбия, чтобы и мы делали то же друг другу. Если так смирил Себя Господь наш и Учитель, то как устыдитесь делать это немощным и слабым из братьев вы, делатели истины и предстоятели благочестия?

Итак, служите с любовию, не ропща и не производя несогласий; ибо не для человека делаете это, но для Бога, и за служение получите от Него, в день посещения вашего, награду.

Итак, нужно, чтобы вы, диаконы, посещали всех нуждающихся в посещении, а о бедствующих объявляйте епископу своему; ибо вы обязаны быть его душею и чувством, готовыми служить и повиноваться ему во всем, как своему епископу, и отцу, и учителю.