Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Посему не будем опрометчивы и отважны на опасности, ибо Господь говорит: «молитесь, да не войдете в искушение: дух бодр, плоть же немощна», и когда схватят нас, не устыдимся исповедания по робости. Ибо кто, отрекшись от надежды своей, которая есть Исус, Сын Божий, освободился от привременной смерти, тот, если заутра подвергнется на одре жесточайшей болезни чрева или желудка, или головы, или какому–либо неизлечимому страданию, гниению, или антонову огню, или разслаблению, или водянке, или колике, и отойдет из жизни скоропостижною смертью, не лишился ли и здешних благ и не отпал ли от благ вечных, и не подвергся ли, напротив, вечному наказанию, отошедши во тьму внешнюю, где плачь и скрежет зубов?

А сподобившийся мученичества пусть радуется радостью о Господе, что получил таковой венец и изшел из жизни чрез исповедание. Хотя бы он был оглашенный, да отыдет без печали; ибо страдание за Христа будет для него славнейшим погружением, потому что он соумирает Господу на деле, а прочие — образно. Пусть радуется он, что подражает Учителю. Так и заповедано: «совершен да будет всякий, как учитель его». А Учитель за нас биен был, претерпел хуления и поношения долготерпеливо, был оплеван, биен по ланитам, заушен, после поругания пригвожден ко кресту, напоен оцтом и желчью, и, совершив все написанное, сказал Богу и Отцу: «в руки Твои предаю дух Мой».

Посему и желающий быть учеником Его да ревнует Его подвигам, да подражает Его терпению, зная, что хотя бы и в огне жгли его люди, он ничего не потерпит, как оные три отрока, или если и постраждет что, то получит от Господа награду, веруя в одного и единого истинного Бога и Отца чрез Исуса Христа, Великого Первосвященника, избавителя душ и мздовоздаятеля подвигов, которому слава во веки. Аминь.

7. Ибо Сам Вседержитель Бог возбудит нас чрез Господа нашего Исуса Христа, по неложному обещанию Своему, и воскресит нас со всеми, от века почившими, такими же, каковы мы в нынешнем образе, не имеющими никакого изменения или тления, поскольку востанем нетленными. Хотя бы мы в море скончались, хотя бы в земле разсеялись, хотя бы растерзаны были зверями или птицами, Он воскресит нас силою Своею, потому что весь мир содержится в руке Божией. «Волос же, говорит Он, с головы вашей не пропадет», почему и убеждает, говоря: «терпением вашим спасайте души ваши». А о воскресении мертвых и мздовоздаянии мученикам говорит Гавриил Даниилу: «и многие из почивших востанут из земной персти, одни на вечную жизнь, а другие на вечное безчестие и посрамление. И просветятся благомыслящие, как солнце и как твердь и звезды».

Итак, всесвятой Гавриил прорёк, что святые просветятся, как светила небесные; ибо священный ангел засвидетельствовал это о тех, которые уразумели истину. Но воскресение обещано не мученикам только, но и всем людям, праведным и неправедным, благочестивым и нечестивым, чтобы каждый получил по достоинству. «Ибо приведет Бог, говорит, всё творение на суд о всяком погрешении, благо ли, или лукаво». Сему–то воскресению не веруя, иудеи говорили в древности: «изсохли кости наши, убиты мы». Но Бог сказал им в ответ: «вот Я открою гробы ваши, и возведу вас из них, и дам в вас дух Мой, и оживете, и узнаете, что Я — ЯХВЕ: сказал и сделаю». И чрез Исайю говорит Он: «воскреснут мёртвые, и востанут находящиеся в гробах, и возрадуются покоющиеся в земле; ибо роса Твоя есть врачевство для них».

Много и другого сказано о воскресении, и о всегдашнем пребывании праведных в славе, и о наказании, падении, отвержении, осуждении, безславии, вечном огне и нескончаемом черве нечестивых. А что Бог мог бы, если бы захотел, сделать, чтобы все люди не умирали, это Он показал тем, что не попустил испытать смерть Еноху и Илии. А что Он восхотел воскресить скончавшихся во все времена, это сделал Он явным как чрез Себя, так и чрез других, воскресив чрез Илию сына вдовицы, а чрез Елисея сына соманитянки. А что смерть не есть воздаяние наказания, в этом мы убеждены тем, что ей подверглись и святые, даже Сам Господь святых Исус Христос, жизнь верующих и воскресение мертвых. Для того Он как бы живущим в великом городе причиняет, после подвигов, смерть на малое время, чтобы, воскресив, или отвергнуть или увенчать каждого. Ибо Кто сотворил тело Адама из земли, Тот воскресит тело первого человека и прочих людей и по разрушении, потому что это, разумеем — жить вечно, свойственно разумной природе людей. Итак, Кто производит разлучение души от тела, Тот соделывает и воскресение; Кто сказал: «взял ЯХВЕ персть от земли и образовал человека, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою», и Кто после непослушания присовокупил: «ты — земля и в землю возвратишься», Тот и впоследствии обещал нам воскресение. «Услышат, говорит Он, все находящиеся в гробах глас Сына Божия, и, услышавши, оживут».

Сверх сего, мы веруем, что воскресение будет и потому, что Господь воскрес. Ибо Он — Тот Самый, Кто воскресил и Лазаря четверодневного, и дочь Иаирову, и сына вдовицы, и, по повелению Отца, в третий день возбудил Самого Себя, залог нашего воскресения, ибо «Я, говорит Он, — воскресение и жизнь». Кто извел Иону в третий день из чрева китова живым и невредимым, также трех отроков из печи вавилонской и Даниила из уст львов, у Того не недостанет силы на то, чтобы возбудить и нас.

Если же еллины, не верующие нашим Писаниям, издеваются над этим, то пусть убедит их хотя пророчица их Сивилла. Она буквально говорит им так:

«Тогда, как прахом все уляжется в земле,

И Бог, оставив мир без света в мрачной мгле,

Из праха воззовет и кости человека,

И смертных оживит для будущего века,

Тогда последует правдивый Божий суд,

Где по заслугам все достойное найдут: