Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

И погребли Его до заката солнечного в новом гробе. А на рассвете первого дня после субботы, воскресши из мертвых, Он исполнил то, о чем до страданий предсказывал нам, говоря, что Сыну Человеческому должно пробыть «в сердце земли три дня и три ночи». По воскресении из мертвых Он явился сперва Марии Магдалине и Марии Иаковлевой, потом Клеопе на пути, а после того нам, ученикам Своим, бежавшим из страха от иудеев, но тайно выведывавшим о Нем. Но все это написано в Евангелии.

15. Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего.

В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься, — в ту, потому что тогда Его предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал; а разрешать пост повелел Он в седьмой день, как пропоет петух, в самую же субботу повелел Он поститься не потому, что должно поститься в субботу, когда закончено творение, но потому, что должно поститься в ту только субботу, в которую Создатель был еще под землею. Ибо жиды схватили Господа в самый праздник свой, чтобы исполнилось слово, которое говорит: «положили знамения свои посреди праздника своего, и не познали». Итак, должно сетовать о них, потому что они не поверили Господу, когда Он пришел, но отвергли учение Его, сами признав себя недостойными спасения.

Вы же, некогда не народ, а ныне народ святой, освобожденный от обольщения идольского, от неведения, от нечестия, некогда не помилованные, а ныне помилованные за послушание сердца вашего, — вы блаженны. Ибо вам, которые из народов, некогда не возлюбленным, а ныне возлюбленным, народу, определенному в стяжание Божие для возвещения добродетелей Его, о коих Спаситель сказал: «Я найден теми, которые не искали Меня, открылся тем, которые не вопрошали обо Мне, сказал: вот Я, — народу, не призывавшему имени Моего», — вам отворены врата жизни. Ибо Он взыскал вас тогда, когда вы не искали Его, а вы, уверовав в Него, послушались зова Его, оставили многобожное безумие и прибегли к истинному единоначалию Вседержителя Бога, чрез Исуса Христа, сделавшись полнотою числа спасаемых, тьмами тем и тысячами тысяч, как написано у Давыда.

К неверному же Израилю Бог говорит: «Я всякий день простирал руки Мои к народу непокорному и противоречущему, ходившему путем не добрым, но вслед грехов своих, к народу, оскорблявшему Меня в лицо».

16. Смотрите, как народ израильский огорчил Господа, не поверив Ему; почему говорит Он: «огорчили Святого Духа, и Он превратился на вражду им». Народ сей, вследствие зломыслия его, объяла такая слепота, что, видя Исуса, он не поверил, что Он есть Христос Божий, рожденный от Него прежде всего, Сын Единородный, Слово Бог. Его не познал он, по неверию, ни из дел Его, ни из пророчеств, написанных о Нем. Ибо, что Он родится от Девы, об этом народ тот читал: «вот Дева в чреве зачнет и родит сына и нарекут имя ему Еммануил. Ибо отрок родился нам, Сын и дан нам, Его начальство на плече Его, и называется имя Его: Ангел великого совета, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века». А что он по чрезмерной злобе не поверит Ему, об этом говорит Господь: «кто поверил слуху нашему, и мышца ЯХВЕ кому открылась?»; и еще: «слухом услышите, и не уразумеете; и видя узрите, и не увидите: ибо одебелело сердце людей этих».

Потому отнято у народа сего разумение, что он, видев, не заметил, и, слышав, не услышал; а вам, которые из народов, дано царствие, потому что вы, не знавшие Бога, уверовав чрез проповедь, познали Его, а лучше — познаны Им чрез Исуса, Спасителя и Искупителя надеющихся на Него. Ибо, изменив прежний образ жизни, полный суетного труда, и отвергши бездушных идолов и презрев во тьме пребывающих бесов, прибегши же к истинному Свету и познав, чрез Него, одного и единого истинного Бога и Отца, вы явились наследниками царствия Его. Посему, крестившись в смерть Господа и в воскресение Его, как новорожденные младенцы, вы не должны уже делать никакого греха, ибо вы не свои, но Того, Кто искупил вас кровию Своею.

О древнем Израиле Господь сказал, по причине неверия его, что «отнимется от него царство Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его». Явно, что, дав царство вам, бывшим некогда далеко отчужденным от Него, Он от вас приемлет плоды благомыслия. Вы — посланные некогда в виноградник и не послушавшиеся, а израильтяне — послушавшиеся; но вы, раскаявшись в пререкании, работаете теперь в винограднике, а они, с недовольством получив договоры свои, не только оставили виноградник невозделанным, но и надзирателей виноградника Господня побили, одного камнями, а другого мечем, того распилили, а иного внутри во святилище умертвили между храмом и жертвенником, напоследок же и Самого Наследника, выведши за виноградник, убили: и отвергли они Его, как камень безполезный, а вы приняли Его, как камень краеугольный, почему говорит Он о вас: «народы, которых Я не знал, работали Мне, в слух уха послушали Меня».

17. Итак вы, братья, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтобы единожды Умершего воспоминать в году однажды, не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждают и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удалившиеся.

Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать второй день двенадцатого месяца дистра, замечая до двадцать первой луны, чтобы четырнадцатый день луны не пал на другую какую седмицу и, чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня ЯХВЕ.

18. Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье — воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и в субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере субботу.

Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни», а Он в эти–то дни и был отнят у нас лжеименными иудеями и пригвожден ко кресту и сочтен наряду с беззаконниками.

19. Поэтому убеждаем вас поститься во дни те до вечера, как и мы постились, когда Он взят был от нас. В прочие же дни до пятницы каждый пусть ест в девятом часу, или вечером, или как кто сможет. В субботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после субботы, который есть день ЯХВЕ, оставляйте пост; с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время ночевания вашего в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, пророков, псалмы и крестя оглашенных своих, и, прочитав Евангелие со страхом и трепетом и предложив народу беседу об относящемся ко спасению, прекращайте сетование свое и молитесь Богу, чтобы Израиль обратился и получил место покаяния и прощение нечестия.

Ибо иноплеменный судья, умыв руки, сказал: «невиновен я в крови Праведника этого, смотрите вы», а Израиль закричал: «кровь Его на нас и на детях наших»; и когда Пилат сказал: «царя ли вашего распну?» они закричали: «нет у нас царя, кроме кесаря», и опять закричали: «распни, распни Его; ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю, и если отпустишь его, ты не друг кесарю». Тогда Пилат игемон и Ирод царь повелели распять Его. И исполнилось слово Божие, говорящее: «зачем мятутся народы, и племена поучаются тщетному? Предстали цари земные, и князья собрались вместе на ЯХВЕ и на Месиию Его», и отвергли Возлюбленного, как «мертвеца мерзкого».