Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Поскольку же Он распят был в пятницу и воскрес на рассвете дня ЯХВЕ, то исполнилось Писание, говорящее: «воскресни, Боже, суди землю: ибо Ты наследуешь во всех народах»; и опять: «воскресну, говорит ЯХВЕ; положусь во спасение»; и: «ты же, ЯХВЕ, помилуй меня, и возставь мя, и воздам им». Поэтому и вы, поскольку воскрес Господь, приносите жертву свою, о которой Он постановил вам чрез нас, говоря: сие творите в Мое воспоминание, а напоследок оставьте пост, веселясь и празднуя, что залог воскресения нашего, Исус Христос, востал из мертвых. Что и да будет для вас, как закон на веки, до скончания века, доколе придет Господь, ибо для иудеев Господь еще мертв, а для христиан Он воскрес, — для тех по неверию, а для этих — по несомненной уверенности, что надежда на Него есть безсмертная и вечная жизнь.

А спустя восемь дней да будет опять у нас честным праздником этот восьмой день, в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиные и рану от копия в боку.

И, опять, сосчитав от первого дня ЯХВЕ сорок дней, в пятый день от дня ЯХВЕ празднуйте праздник вознесения Господня, в который, исполнив все домостроительство и постановление, вознесся Он к пославшему Его Богу и Отцу и возсел одесную силы и ожидает, пока враги Его будут положены под ноги Его. Он при кончине века придет с силою и славою многою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Тогда–то воззрят на возлюбленного Сына Божия, Которого пронзили и, узнав, восплачут о себе каждое колено отдельно и жены их отдельно.

20. И теперь в десятый день месяца горпиея иудеи, собравшись, читают Плач Иеремии, где сказано: «дух пред лицом нашим, Мессия ЯХВЕ, был взят в ямы их», и Варуха, у которого написано: «Сей — Бог наш, не сравнится иной с Ним; изобрёл всякий путь премудрости, и дал её Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него; потом на земле явился, и пожил с человеками», а во время чтения стонут и, как сами воображают, оплакивают опустошение, причиненное Навуходресаром, в самом же деле безсознательно предначинают сетование, имеющее постигнуть их.

И спустя десять дней после вознесения, то есть в пятидесятый день от первого дня ЯХВЕ, да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Исус послал на нас дар Святого Духа, и мы исполнились действенности Его и заговорили новыми языками, как Он подавал нам, и проповедали как иудеям, так и народам, что Он есть Мессия Бога, определенный от Него Судия живых и мертвых. О Нём–то свидетельствуя, Моисей говорил: «принял ЯХВЕ огонь от ЯХВЕ и излил дождем». Его–то видел Иаков, как человека, и сказал: «я видел Бога лицом к лицу, и спаслась душа моя». Его–то приняв, как странника, Авраам исповедал Судьею и Господом своим. Его–то видел Моисей в купине. О Нём–то сказал он во Второзаконии: «пророка вам воздвигнет ЯХВЕ Бог от среды братьев ваших как меня: Его послушайте во всем, что будет говорить к вам; будет же: всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится от народа своего». Его–то видел Исус Навин начальником воинства ЯХВЕ вооруженным, помогавшим Израилю при осаде Иерихона, и Ему поклонился, падши, как раб господину. Его–то созерцая Помазанником Бога, Самуил назвал помазанниками священников и царей. Его–то видя, Давыд воспел о Нём песнь, говоря: «песнь о Возлюбленном», и, присовокупляя о лице Его, сказал: «препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный, добротою Твоею и красотою Твоею, и напрягись и поспеши и царствуй ради истины и кротости и правды; и наставит Тебя дивно десница Твоя. Стрелы Твои изощрены, Сильный: народы под Тобою падут в сердце врагов царя. Поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более причастников Твоих». О Нём–то и Соломон говорил от лица Его: «ЯХВЕ создал Меня началом путей Своих в делах Своих; прежде веков основал Меня, в начале, прежде, нежели сотворить землю, прежде, нежели водрузиться горам, прежде же всех холмов рождает Меня»; и опять: «Премудрость создала Себе дом». О Нём–то и Исайя говорил: «выйдет Жезл из корня Иессеева, и Цвет от корня его выйдет. И будет корень Иессеев, и возстающий господствовать народами: на Того народы надеяться будут»; а Захария: «вот Царь твой грядет праведный и спасающий, Он кроток, и садится на ослицу и жеребца, сына подъяремной». Его–то Даниил называет Сыном Человеческим, идущим к Отцу и приемлющим от Него всякий суд и честь, и Камнем, отторгшимся от горы без содействия рук и возросшим в большую гору и наполнившим всю землю, сокрушающим многоначалие различных народов и почитание многих богов, проповедующим же Единого Бога и избирающим единоначалие римлян. О Нём–то и Иеремия говорил, пророчествуя: «дух пред лицом нашим Мессия ЯХВЕ был взят в ямы их, о Котором мы говорили: в тени Его поживем среди народов». Но и Иезекииль и прочие пророки повсюду говорят, что Он есть Мессия, ЯХВЕ, Царь, Судья, Законодатель, Ангел Отца, Единородный Бог. Его–то мы и проповедуем вам и благовествуем, — Бога Слова, Творца всего. В Него–то веруя, вы будете живы, а не веруя, будете наказаны; ибо «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём».

Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. Ибо и Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы дней хлеба лакомого не ел, и мяса и вина не принимал в уста свои. И блаженная Анна, испрашивая себе Самуила, говорит: «вина и сикера я не пила, а изливаю сердце свое пред ЯХВЕ». И ниневитяне, постившись три дня и три ночи, избежали угрожающего гнева. Постом и Есфирь и Мардохей и Иудифь избежали возстания нечестивых Олоферна и Амана. И Давыд говорит: «колени мои изнемогли от поста, и плоть моя изменилась из–за елея». И вы, когда поститесь, испрашивайте себе у Бога просимое вами.

После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим.

Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день ЯХВЕ, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день ЯХВЕ, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать.

Книга шестая

1. Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию.

Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мариамь, укорявшая Моисея, говоря: «Моисей взял себе в жену хушитянку», выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, — поражен проказою на челе и поспешил выйти, потому что обличил его ЯХВЕ.

2. Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них. Если возстающий против царей достоин наказания, хотя бы он был сын, хотя бы друг; то во сколько более достоин наказания тот, кто возстает против священников? Ибо во сколько выше священство царства, как подвизающееся о душе, востолько тягостнее накажется тот, кто ему дерзнет сопротивляться, нежели царству. И ни тот, ни другой не останутся ненаказанными.

Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Авед–Адан, ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давыдом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили — Авессалом Давыда, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: «слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником», а Авед–Адан: «нет мне части в Давыде, ни участка в сыне Иессеевом»: явно, что они не терпели состоять под начальством Давыда, о котором сказал Бог: «нашел Я мужа по сердцу Своему, Давыда, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои», а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: «разве мало того, что ты вывел нас из земли Египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами?» — И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: «неужели только с Моисеем говорил Бог?», зачем он одному Аарону дал первосвященство? «Не всё ли общество ЯХВЕ свято? почему же один Аарон священствует?» А прежде них некто другой говорил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами?»