Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

От них и теперь в наше время появившиеся евиониты, желающие, чтобы Сын Божий был простой человек, утверждающие, что Он родился от Иосифа и Марии естественным образом.

Отделившиеся же от всех них и сохраняющие отцовские обычаи суть ессеи.

Но это было в прежнем народе. Ныне же лукавый, умный делать зло, а что есть добро совершенно неведущий, отторгши некоторых от нас, породил и между ними ереси и расколы.

7. Начало новых ересей было так. Диавол, вошедши в некоего Симона, самарянина, из так называемого местечка Гитта, по ремеслу волхва, сделал его слугою своей развращенной воли. Когда Филипп, соапостол наш, по дару Господа и действенности Духа Его, совершал в Самарии силы врачеваний, так что изумленные самаряне уверовали в Бога всего и Господа Исуса и крестились во имя Его, когда уже и сам Симон, увидев, что знамения и чудеса совершаются без всякого волшебного чародейства, и, изумившись, уверовал, крестился и пребывал в посте и молитве: мы, услышав о благодати Божией, явленной самарянам чрез Филиппа, пришли к ним, и, много благопоспешествовав словом учения и возложив руки на всех крестившихся, чрез молитвы даровали им причастие Духа.

Видя, что чрез возложение рук наших дается верующим Дух Святой, Симон, взяв деньги, принес их к нам и сказал: «дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого»; диаволу хотелось ослепить нас принятием денег и таким образом отщетить от дара Божия, как лишил он Адама обещанного безсмертия чрез вкушение от древа, если бы мы согласились променять Симону безценный дар Духа на деньги.

Когда все мы смутились этим, я, Петр, усмотрев в Симоне злодейственного змия, сказал ему: «Сребро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил получить дар Божий за деньги. Нет тебе части в слове сем, ни жребия в вере этой; ибо сердце твоё неправо пред Богом. Итак, покайся в этом грехе твоём, и молись Господу; может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды». Тогда Симон, устрашившись, сказал: «Прошу, помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничего из сказанного вами».

8. Когда же мы пошли проповедывать слово жизни между народами, тогда диавол произвел в народе, чтобы после нас послали, на осквернение слова, лжеапостолов. Прежде всех послан был некто Клеовий, который и соединился с Симоном; оба же они учились у некоего Досифея, которого и лишили начальства, превзошедши его в славе. Потом явились и другие виновники других нелепых учений. Из них учат — одни, что много богов, другие, что три бога, совершенно различные, безначальные, всегда существующие вместе, а иные, что богов безчисленное множество, и что все они неведомы; и одни отвергают брак, предполагая, что он не есть дело Божие, другие гнушаются некоторыми снедями, иные же безстыдно любодействуют.

Далее, Симон, встретившись со мною, Петром, сначала в Кесарии стратоновой, где верный оный Корнилий, язычник, уверовал чрез меня в Господа Исуса, покушался низвратить слово Божие. Со мною были тогда священные чада: Закхей, прежде мытарь, и Варнава, Никита и Акила, братья Климента, епископа и гражданина римского, наученного и Павлом, соапостолом и сотрудником нашим в благовествовании. Беседуя при них с Симоном о пророке и о единоначалии Божием три раза, я силою Господа победил Симона, и, заставив его умолкнуть, вынудил его бежать в Италию.

9. Он же, быв в Риме, сильно опустошил Церковь, совращая и присоединяя к себе многих, а язычников изумляя волшебством и бесовскою силою.

Так введена в Риме первая безбожнейшая ересь симониан! Но диавол действовал и чрез прочих лжеапостолов.

10. А целью у всех их было равно одно и тоже безбожие — хулить Бога Вседержителя, утверждая, что Он неведом и не есть Отец Христа, ни Творец мира, но неизглаголанный, неизреченный, неименуемый, саморожденный, что законом и пророками не должно пользоваться, что промысла нет, что воскресению не должно верить, что суда и мздовоздаяния не будет, что душа не безсмертна, что должно наслаждаться одним удовольствием и уклоняться во всякое служение без разбору.

И одни говорят, что богов много, другие, что есть три безначальных, иные, что есть два нерожденных, а еще иные, что есть безчисленные эоны. И одни из них учат безженству и неупотреблению мяса и вина, говоря, что и супружество и рождение детей и принятие снедей гнусно, чтобы мнимым воздержанием своим привлечь на сторону своего лукавого учения. Некоторые же из них узаконяют не употреблять мяс не потому, что они — мяса животных безсловесных, но потому, что они — мяса животных, имеющих разумную душу, так что те, которые дерзают закалать их, подвергнутся будто бы наказанию человекоубийства. Другие же из них, сказуя, что должно воздерживаться только от свиного мяса, а что признано в Законе чистым, то надобно есть, говорили, что должно обрезываться по Закону, а в Исуса веровать, как в праведного мужа и пророка. Иные же учили любодействовать безстудно и злоупотреблять плотию и совершать всякое беззаконие, потому что этим только способом душа избежит мирских начальников. Все же они суть орудия диавола и сыны гнева.

11. А мы, чада Божии и сыны мира, проповедующие священное и правое учение благочестия, возвещаем, что один только Бог, Господь Закона и пророков, Творец всего, Отец Христа; что Он не Сам Себя произвел или не Сам Себя родил, как они думают, но есть Вечный и Безначальный и обитающий в неприступном свете; что Он не второй или третий или один из многих, но вечно Единый; не неведомый или неизреченный, но возвещенный чрез Закон и пророков, Вседержавный, Всеначальствующий, Всевластный; что Он — Бог и Отец Единородного и Рожденного прежде всякой твари, Единый Бог, Отец Единого Сына, а не многих, Единого Утешителя чрез Христа, Творец других чинов, единый Создатель различного творения Христом, Промыслитель и Законодатель Им же, виновник воскресения и суда и мздовоздаяния, бывающих Им; что Этот самый Сын благоизволил соделаться человеком, пожил без греха, пострадал, воскрес из мертвых и вознесся к Пославшему Его.

Мы говорим также, что всякое творение Божие хорошо, и ничем не должно гнушаться; что все, чем мы правильно пользуемся для поддержания себя, прекрасно; ибо, по Писанию, «всё хорошо весьма».