Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Тогда разсудили мы, апостолы, и епископ Иаков и пресвитеры со всею Церковью, избрав из среды себя мужей, послать их с Варнавою и Павлом, апостолом народов, тарсянином: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу — мужей, начальствующих между братьями, написав и вручив им следующее:

«Апостолы, пресвитеры и братья находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из народов: радуйтесь!

Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас речами своими и поколебали ваши души, чего мы не поручали им; то мы, собравшись, единодушно разсудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, — человеками, предавшими души свои за Господа нашего Исуса Христа, чрез которых вы писали. Итак, мы послали с ними Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда. Соблюдая себя от этого, вы хорошо сделаете. Будьте здравы».

Такое письмо послали мы, а сами довольно дней пребывали в Иеросалиме, разсуждая вместе об относящемся к общей пользе и исправлению.

13. А спустя довольно времени мы посетили братьев, утвердили их учением благочестия и убедили их бегать тех, которые под именем Христовым и Моисеевым воюют со Христом и Моисеем, и в овечьей коже скрывают волка. Это — лжехристы, лжепророки, лжеапостолы, обольстители, растлители, добычи лисиц и опустошители низменных виноградников, чрез которых во многих охладеет любовь, а претерпевший до конца непоколебимо спасется; о которых, в предостережение наше от них, Господь объявил, говоря: «придут к вам люди в овечьей одежде, а внутри они суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Берегитесь их. Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и прельстят многих».

14. Из–за них–то собравшись теперь вместе мы, Петр и Андрей, Иоанн, сын Зеведеев, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, и Симон Кананит и Маттафия, причисленный к нам вместо Иуды; также Иаков, брат Господа и епископ Иеросалимский, и Павел, учитель народов, избранный сосуд, собравшись все вместе, написали вам это соборное учение для утверждения вас, которым вверено повсюдное епископство.

В нем объявляем вам, что Бог Вседержитель только един, и кроме Него нет другого; что Его одного должно почитать и Ему одному покланяться чрез Исуса Христа, Господа нашего, во Всесвятом Духе; что священными писаниями, законом и пророками должно пользоваться; что родителей должно почитать; что всякого постыдного деяния должно бегать; что воскресению должно верить; что суда и мздовоздаяния должно ожидать; что всякими творениями должно пользоваться с благодарением, как делами Божиими и ничего не имеющими в себе дурного; что вступать в супружество законное должно, ибо такой брак безукоризнен, потому что «от ЯХВЕ сочетается жена мужу», и Господь говорит: «сотворивший в начале, мужа и жену сотворил их», и сказал: «посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью».

Посему после брака непозволительно изгонять безукоризненную; ибо «сохрани, говорит, духом твоим, и жены юности твоей не оставляй, ибо она — общница жизни твоей и остаток духа твоего, ибо Я сотворил её, а не иной»; ибо Господь говорит: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»; ибо жена есть общница жизни, соединенная Богом в одно тело из двух, а кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его промысла. Равным образом и кто удерживает растленную, тот нарушает закон естества; поскольку «держащий прелюбодейку безумен и нечестив»: посему «отсеки её, говорит, от плоти твоей»; ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысел свой к другому. Сообщаем также, что и обрезывать плоть не должно, но что для верующих достаточно обрезания в сердце по духу; ибо «обрежьтесь, говорит, Богу вашему и обрежьте необрезанное сердце ваше».

15. Равным образом и погружением должно довольствоваться только одним, даваемым в смерть Господню, — не тем, которое дают безславные еретики, но тем, которое дают непорочные священники во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Погружения, даваемого нечестивыми, вы не принимайте. Но и погружения, даваемого верными, не уничтожайте вторичным погружением. Как один Бог, один Христос и один Утешитель, одна также и смерть Господа по телу: так и погружение, даваемое в оную, да будет одно. А кто принимает осквернение от нечестивых, те сделаются общниками их осуждения; ибо они — не священники, потому что Бог говорит к ним: «поскольку ты отверг боговедение, то и Я отвергну тебя, чтобы ты не был священником Моим»; а погруженные ими не освящаются, но оскверняются, получая не прощение грехов, но узы нечестия.

Те же, которые стараются крестить освященных в другой раз, снова распинают Господа, в другой раз умерщвляют Его, осмеивают божественное, издеваются над священным, оскорбляют Духа Святого, безчестят оную святую кровь, как обыкновенную, нечествуют на Пославшего, на Пострадавшего, на Свидетельствовавшего.

Но и тот, кто не желает креститься из презрения, осужден будет, как неверующий, и поруган будет, как неблагодарный и безсмысленный; ибо Господь говорит: «если кто не крестится от воды и Духа, то не войдет в царствие небесное»; и опять: «кто уверует и будет погружен, тот спасется; а кто не уверует, тот осужден будет».

А кто говорит: «когда умирать буду, тогда погружусь, чтобы не согрешить и не осквернить погружения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «не отлагай, говорит, обратиться к ЯХВЕ, ибо не знаешь, что породит приходящий день».

А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием; ибо «пустите, говорит, детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им».