Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Безбожных еретиков, которые не раскаеваются, отделяйте от верующих и открыто выгоняйте из церкви Божией, а верующим объявляйте, чтобы всячески удерживались от них и не имели с ними общения ни в разговорах, ни в молитвах. Ибо они — противники и злоумышленники Церкви, развратители стада, сквернители наследия, считающие себя умными, но во всех отношениях дурные.

О них–то сказал мудрый Соломон, что, будучи нечестивыми, притворяются благочестивыми. «Есть, говорит он, пути, которые кажутся некоторым быть правыми, концы же их смотрят во дно адово». Они–то те, о которых с горестью и строгостью объявил Господь, говоря, что они лжехристы и лжеучители. Они — хулители Духа благодати и презрители дара Его после благодати, которым не простится ни в сем веке, ни в будущем, нечестивейшие жидов и безбожнейшие еллинов. Они хулят ЯХВЕ, Бога над всем, попирают Сына Его, пренебрегают учением Духа, отметают божественные слова, или лицемерно выдают себя принимающими оные, на оскорбление Бога и обольщение приходящих к ним. Они позорят священные писания, не знают, в чем состоит оправдание, опустошают Церковь Божию, как малые лисицы виноградник.

Молим вас бегать их, чтобы не запутать вам в сетях души свои, ибо «ходящий с премудрыми премудр будет, ходящий же с безумными будет познан». Ибо не должно ни с вором соглашаться, ни с прелюбодеем иметь участие, как и праведный Давыд говорит: «ЯХВЕ! ненавидящих Тебя я возненавидел, и о врагах твоих истомился, совершенною ненавистью я возненавидел их: они стали мне врагами». И Бог порицает Иосафата за дружбу и союз с Ахаавом и Охозией, говоря чрез пророка Ииуя: «с нечестивым ли дружишь, или ненавидимому от ЯХВЕ даешь помощь? Поэтому был на тебя внезапно гнев ЯХВЕ; и за то только, что сердце твоё нашлось совершено к ЯХВЕ, пощадил тебя ЯХВЕ, но сокрушил дела твои и сокрушились корабли твои».

Бегайте, говорим, общения с еретиками и будьте чужды мира с ними. О них пророк объявил, говоря: «нет радости нечестивым, говорит ЯХВЕ». Они — потаенные волки, «псы немые, не могущие лаять». Теперь их немного, но с течением времени и с приближением кончины мира они размножатся и будут тягостнейшими. О них–то сказал Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»; и: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, и придут лжехристы и лжепророки и дадут знамения на небе, чтобы прельстить, если возможно и избранных». От обольщения их освободит нас Бог чрез Исуса Христа, надежду нашу!

Ибо и мы, обходя народы и утверждая Церкви, одних, близких уже к смерти от обольщения, возстановили, соделав здоровыми посредством многого вразумления и врачебного научения, а других, страдавших неизлечимо, выгнали из стада, чтобы не передали шелудивой болезни своей и здоровым агнцам, но чтобы сии сохранились для Господа Бога чистыми, целыми, здоровыми и непорочными.

Так поступили мы в городах повсюду во всей вселенной мира, а вам, епископам и прочим священникам, достойно и праведно оставили это кафолическое учение, чтобы оно служило памятником утверждения поверивших Богу, и послали оное чрез сослужителя нашего Климента, вернейшее и единодушное чадо наше о Господе, вместе с Варнавою и вожделеннейшим сыном Тимофеем и истинным сыном Марком, с которыми делаем вам известными и Тита, Луку, Иасона, Лукия и Сосипатра.

Чрез них и молим вас о Господе удерживаться от древнего образа жизни, суетных уз, отделений, наблюдений, различения снедей, каждодневных омовений, потому что древнее прошло, и теперь всё стало новое.

19. Ибо вы познали Бога чрез Исуса Христа и всё Его домостроительство от начала бывшее, — как Он дал Закон, в помощь естественному, простой, чистый, спасительный, святой, на котором и имя Свое положил, совершенный, не имеющий никакого недостатка, в десяти заповедях полный, непорочный, обращающий души, о котором, когда евреи забыли его, напоминает Он чрез пророка Малахию, говоря: «вспомните закон Моисея, мужа Божия, который заповедал вам повеления и оправдания». Закон этот столь свят и праведен, что некогда и Спаситель, исцелив одного прокаженного и опять девять других, сказал первому: «пойди, покажи себя первосвященнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им»; и девяти опять: «пойдите, покажитесь священникам».

Ибо Он не нарушил Закон, как думает Симон, но исполнил, ибо говорит: «ни одна йота или ни одна черта не прейдет от Закона, пока не исполнится всё»; «ибо Я, говорит Он, пришел не нарушить Закон, но исполнить». И Моисей, законодатель и вместе первосвященник, пророк и царь, и Илия, ревнитель пророков, свидетели вочеловечения и страданий Господа, присутствовали при преображении Его на горе, как друзья и домашние Христовы, а не как враги и чужие. Из этого открывается, что и Закон хорош и свят, и пророки.

20. А Закон есть десятословие, которое законоположил Бог народу израильскому громким голосом, прежде нежели сделал он тельца Аписа Египетского. Закон сей справедлив, потому что и Законом называется он, что производит суды по естеству справедливо. Его охуждают Симон и его последователи, воображая, что не будут осуждены им и избежат наказания. Закон этот благ, праведен. Он не приневоливает, ибо говорит: «если сделаешь Мне алтарь, из земли сделай его Мне». Не сказал он: «сделай», но «если сделаешь», — не наложил необходимости, но предоставил воле, как свободной.

Бог, по естеству ни в чем не имеющий нужды, не нуждается в жертвах. Но поскольку Он знал, как еще прежде боголюбезный Авель, Ной и Авраам и потомки их, не по неведению, но по возбуждению естественного закона добровольно приносили жертву Богу от благодарной мысли: то и теперь позволяет евреям приносить ее, не повелевая, но — если захотят, позволяя, и, если будут приносить от правой мысли, благоволя к жертвам их. Поэтому говорит: «если хочешь приносить жертвы Мне, не имеющему нужды, ибо Я ни в чем не нуждаюсь, потому что Моя вселенная и что наполняет её, то приноси».

Но народ забыл потом об этом, и вместо Бога назвал богом тельца и ему приписал причину изшествия своего из Египта, говоря: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!

Вот Кого отрекся народ, сказав Аарону: «сделай нам богов, которые бы шли пред нами», и сделал из расплавленного металла тельца и принес жертву идолу.

Тогда–то Бог, прогневавшись за то, что народ явился к Нему неблагодарным, связал его неразрешимыми узами, тяжким бременем и жестокою цепью, и не сказал уже: «если сделаешь», но: «сделай алтарь» и приноси жертву непрестанно. «Ты забывчив и неблагодарен, посему приноси всесожжения постоянно, чтобы вспоминать обо Мне. Поскольку ты худо воспользовался свободою, то Я впредь налагаю на тебя необходимость, и воспрещаю тебе такие–то снеди, и объявляю тебе различия животных, чистых и нечистых, хотя всякое животное совершенно хорошо, как сотворенное Мною, и предписываю тебе такие–то отделения, очищения, постоянные омовения, окропления, такие–то чистоты, различные празднества, и если в чем из этого не послушаешься, определяю наказание, как слуге непокорному, чтобы ты, теснимый и гнетомый цепью, оставил заблуждение многобожия и, забыв: «вот боги твои, Израиль», помнил: «слушай, Израиль! ЯХВЕ, Бог твой, ЯХВЕ един есть», и обратился к тому закону, вложенному Мною в естество всех людей, который внушает, что один только Бог на небе и на земле, что Его только должно любить всем сердцем и всею крепостию и всем помышлением, что кроме Него не должно бояться другого, и что имени других богов не должно ни на мысль не принимать, ни устами и языком не произносить». За жестокосердие связал Он его, чтобы он чрез приношение жертв, чрез празднества, чрез чистоты и такие–то наблюдения приходил к познанию Бога, предписавшего ему это.