Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Итак, принимай кающегося, нимало не колеблясь и не стесняясь теми, которые немилосердно говорят, что с таковыми не должно обращаться, даже иметь общение в слове. Такие внушения принадлежат неведущим Бога и Его промысла, судиям неразумным и зверям жестоким; ибо они не знают, что надобно беречься общения с согрешающими не в слове, но в деле. Ибо «правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет»; и опять: «земля если согрешит Мне, вороломствуя, и простру руку Мою на неё, и сломлю в ней опору хлебную, и напущу на неё голод, и истреблю с неё человека и скота: и если будут эти три мужа среди неё, Ной, и Иаков, и Даниил, они в правде своей спасут души свои, говорит Адонаи ЯХВЕ». Здесь весьма ясно показало Писание, что праведный, обращающийся с неправедным, не погибает вместе с ним. Ибо в этом мире и праведные и неправедные соединяются друг с другом общением только жизни, а не и праведности; но в этом любящие Бога не согрешают, напротив еще подражают Отцу своему небесному, повелевающему солнцу Своему восходить над праведными и неправедными и посылающему дождь свой на злых и добрых. И от этого никакой нет опасности для праведного: ибо на ристалище находятся и победители и побежденные, а на увенчании — одни мужественно подвизавшиеся.

Ибо каждый будет отвечать за самого себя, и Бог отнюдь не погубит праведного вместе с неправедными, потому что несогрешившего Он не наказывает. Так, Он ни Ноя не потопил, ни Лота не сжег, ни Раав не погубил с соотечественниками ее. А если угодно, то познай и бывшее между нами: Иуда, товарищ наш, получил одинаковый с нами жребий служения, а Симон волхв печать о Господе; но каждый из них оказался дурным. И в ковчеге были Ной и сыновья его; но наказание принял только оказавшийся злым один из сыновей его — Хам.

Если же ни отцы не наказываются за детей, ни сыновья — за отцев, то явно, что ни жены не наказываются за мужей, ни слуги за господ, ни родственники за родственников, ни друзья за друзей, ни праведники за неправедников, но каждый сам отдаст отчет за свое дело. Ибо ни Ной не понес наказания за мир, ни Лот не сгорел за Содом, ни Раав не зарезана за иерихонцев, ни израильтяне не потоплены за египтян. Не сожительство подвергает праведных осуждению с неправедными, но согласие в мысли.

Итак, не должно внимать людям тем, всегда готовым убить, ненавидящим человеков, любящим обвинять и благовидно причиняющим смерть. Один за другого не умирает, но «пленением своих грехов каждый затягивается», и: «вот — человек, и дело его пред лицом его».

Но мы должны помогать болящим, находящимся в опасности и обманываемым, и, по возможности, убеждением слова вылечивать их и избавлять от смерти; ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», поскольку «нет воли Отца, чтобы погиб один из малых». Не на то должно смотреть, какова воля людей жестокосердых, но на то, какова воля Бога и Отца всего чрез Исуса Христа, Господа нашего, Которому слава во веки. Аминь.

Несправедливо также, чтобы ты, епископ, будучи головою, внимал хвосту, то есть мирскому человеку, мятежному на погибель другого, но — единому Богу. Ибо тебе надлежит начальствовать над подчиненными, а не у них быть под начальством; потому что ни сын не начальствует над отцом по закону происхождения, ни раб — над господином своим по закону власти, ни ученик — над учителем, ни воин — над царем, ни мирской, следовательно, — над епископом.

А чтобы не думали, что приближающиеся к неправедным общением с ними в слове оскверняются или делаются общниками грехов их, Иезекииль, пресекая это предположение злообычных, говорит: «что вы говорите себе притчу эту на земле Израилевой: отцы ели терпкое, а на зубах детей были оскомины? Живу Я, говорит Адонаи ЯХВЕ, не будет среди вас говориться притча эта во Израиле; ибо все души — Мои, как душа отца, так душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Человек же, который будет праведным, творящий суд и правду»; и еще, присовокупляя о прочих добродетелях, запечатлевает, говоря: «этот праведен есть, жизнью жить имеет, говорит Адонаи ЯХВЕ. И если родит сына губителя, проливающего кровь, в путь отца своего праведного не ходил»; и, присоединяя последующее, прибавляет наконец: «жизнью не поживет: все эти беззакония сотворивший, смертью умрет: кровь его на нем будет. И скажете, что не взял сын неправды отца или правды его, правду и милость сотворивший». «И скажешь им: душа согрешающая, та умрет: сын не возьмет неправды отца, и отец не возьмет неправды сына; правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет»; и, спустя немного, говорит: «если совратится праведник от правды своей и сотворит неправду, все правды его по всем беззакониям его, которые сотворил, не помянутся: в неправде своей, которою онеправдовал, и в грехе своем, которым согрешил, в нем умрет»; и, спустя немного, присоединяет: «когда обратится беззаконник от беззакония своего, которое сотворил, и сотворит суд и правду, тот душу свою сохранил, и обратившись от всех беззаконий своих, которые сотворил, жизнью поживет, и не умрет»; и еще: «каждому по путям вашим сужу вам, дом Израилев, говорит Адонаи ЯХВЕ».

15. Видите, чада наши возлюбленные, как ЯХВЕ, Бог наш, и правосуден и вместе благоутробен, благ и человеколюбив, и повинного не оставляет ненаказанным, и обращающегося принимает и животворит, не оставляя места для предположения тем, которые хотят судить безчеловечно и совершенно отвращаться согрешающих и не иметь с ними общения в беседах утешительных, могущих привести к покаянию. Вопреки им говорит Бог епископам чрез Исайю: «утешайте, утешайте народ Мой, священники, говорите в сердце Иеросалиму». Его–то слушаясь, вы должны утешать согрешивших и возбуждать к покаянию и приводить к благой надежде, а не предполагать, что за любовь к ним сделаетесь общниками прегрешений их.

Напротив, принимайте кающихся с охотою, радуясь о них, судя согрешающих с милостию и щедротами. Так, если бы ты идущего близ реки и готового упасть в нее толкнул клюкою и низверг в реку, вместо того, чтобы простереть лучше к нему руку, то убил бы брата своего. Тем более, должно подавать десницу падающему в грех, да не погибнет окончательно, чтобы и народ вразумился, и согрешивший не погиб совершенно.

Не должно также тебе, епископ, ни смотреть на грехи народа с небрежением, ни отвращаться кающихся, чтобы ты, как неопытный, и стада Господня не растлил, и нового имени Его, наложенного на народ Его, не презрел, и не подвергся за это укоризне, как те древние пастыри, о которых говорил Бог Иеремии: «множество пастырей растлило виноградник Мой, осквернило наследие Моё»; и в другом месте: «на пастырей прогневалась ярость Моя, и на агнцев Я разгневался»; и в ином месте: «вы, священники, презирающие имя Моё».

16. А когда увидишь ты кого согрешившим, то, огорчившись, прикажи извергнуть его вон, а когда он станет выходить, пусть огорчатся диаконы и держат его вне церкви, обстоятельно допрашивая его, а потом, войдя, пусть просят тебя за него, ибо и Спаситель умолял Отца за согрешивших, как написано в Евангелии: «Отец, отпусти им, ибо не ведают что творят».

На таковое нечто намекает и сказанное в Бытии Каину: «согрешил ты? умолкни», то есть не продолжай грешить. Ибо, что согрешивший должен стыдиться своего согрешения, это достаточно доказывает божественное изречение, сказанное Моисею относительно Мариами, когда он молился о прощении её. Бог говорит ему: «если бы отец её, плюя заплевал в лицо её, не посрамилась ли бы? семь дней да отлучится вне стана, и после этого да войдет». Так и мы должны поступать: говорящих, что они каются во грехе, отлучать на время, определенное соразмерно греху, потом, если они каются, принимать их, как отцы сыновей.

17. А если епископ сам находится в преткновении, то как осмелится он изследовать чье–либо преступление, или подвергать епитимии кого, когда совесть будет укорять или его или диаконов в лицеприятии или принятии подарков? Когда начальник просит и судья берет, то суд не достигает цели; а сообщники воров и невнимающие суду вдовиц подчиненные епископу не могут помочь епископу в борьбе с пороками, ибо скажут ему написанное в Евангелии: «что высматриваешь сучок, который в глазу брата твоего, бревна же, который в глазу твоем, не чувствуешь?» Да остережется епископ с диаконами своими, да не подаст то есть повода к тому, чтобы услышать какое–нибудь таковое слово. Как скоро согрешающий увидит кого–либо делающим то же, что он делает, то ободрится к деланию сего. После этого злой, получив повод посредством одного, действует на других, — чего да не будет, — и таким образом развратится стадо. Ибо чем больше согрешающих, тем больше будет и зла, совершенного ими. Ибо грех не изобличенный усиливается и заражает собою других. Так и малая закваска всю полноту замешанного портит, и один вор наводит безславие на весь народ, и «мертвые мухи сгнояют сладость елея»; и «у царя, слушающего слова неправедные, все слуги, кто под ним, законопреступники». Так и овца шелудивая, если не отлучена от здоровых овец, передает болезнь свою другим; и человек, зараженный язвою, страшен для многих, и собака бешеная опасна для всякого, к кому бы ни прикоснулась. Посему, если и мы не отлучим беззаконного человека от Церкви Божией, то сделаем дом Господень вертепом разбойников. Ибо согрешающих не молчанием обходить должно, но обличать, вразумлять, изнурять, измождать постами, чтобы и в других вселить благоговение. «Благоговейными, сказано, сотворите сынов Израилевых». Ибо нужно, чтобы епископ чрез вразумление был и прогонителем грехов и стражем праведности и провозвестником уготованных Богом благ и предвозвестителем имеющего быть на суде гнева, чтобы, в случае небрежения о садоводстве Божием, не услышать ему, за нерадение, сказанного у Осии: «зачем замалчиваете нечестие, и плод его поедаете?»

18. Итак, пусть печется епископ обо всех, и о несогрешивших, чтобы пребывали несогрешившими, и о согрешивших, чтобы покаялись; ибо к вам говорит Господь: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». А кающимся надлежит давать прощение, ибо как только кто из согрешивших скажет от искреннего расположения: «согрешил я пред Господом», Дух Святой отвечает: «и ЯХВЕ отпустил тебе грех: дерзай, ты не умрешь».