Послания

Ты видел, что говорит о Боге блаженный Иов. Почтив и прославив Его многими и подробными словами, он опять объединяет свои прославления, говоря: творяй велия и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа. Ведь хотя число неисчислимо и не имеет конца, так как всегда допускает увеличение и прибавление до безконечности, однако дела Божии, говорит он, превышают всякое безпредельное число. Если таковы дела, то насколько более Сам Он? Что для всякаго непостижимо и безконечно, то для Бога составляет самое малое и по количеству, как говорится здесь, и по величине, как сказано в псалме, где Он называется великим выше меры: велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца[25]. Он выше всякой похвалы, изумительнее всякаго изумления, славнее всякой славы и превыше всякой высоты, как написано: страшен Господь, и велик зело, и чудно могутство Его. Славяще Господа вознесите, елико аще можете, превзыдет бо и еще[26]. И не легко было бы выбрать из божественных писаний и предложить великие хвалебные гимны: все эти гимны превышает Бог Своею славою и величием.

Глава XXIII, 8. Аще во первых пойду, ктому несмь, в последних же, како вем его?

Бог всегда существует и весь век пред Ним стоит и пребывает целым; для нас же то, что обозначается словами: нынешнее и настоящее, не может быть пребывающим и не пребывает в целом виде, но в тот момент, как называется, проходит весьма быстро, прежде чем будет удержано мыслию. Настоящаго вообще нет и никто не может уловить его даже мыслию, ибо оно уносится, убегая и удаляясь. А об убегающем и постоянно исчезающем можно ли сказать, что оно существует? Да и будущее, имеющее явиться в непродолжительном времени и вскоре исчезнуть, еще когда не существует, спешит уже исчезнуть. Поэтому достойный изумления Иов показал неудержимость и неустойчивость времени, сказав о себе: аще во первых пойду, ктому несмь, в последних же, како вем его? Он показывает, что мы, люди, живем только настоящим, прошедшее же опустили, а будущаго еще не имеем.

Глава XXVIII, 20-23. Премудрость же откуду обретеся и кое место есть разуму? Утаися от всякаго человека, и от птиц небесных скрыся. Пагуба и смерть рекоста: слышахом ея славу. Бог благо позна ея путь: Сам бо весть место ея.

Единый источник премудрости есть Бог. Отыскать этот источник желает и Иов, когда постоянно говорит: премудрость же откуда обретеся и кое место есть разуму? и когда, описывая недоступность и непостижимость ея для многих, прибавляет: утаися от всякаго человека. Полагая, что она известна одним святым, он замечает: Бог позна ея путь и т. д. А где она и откуда, он говорит в другом месте: у Него премудрость и сила, у Того совет и разум[27]. Итак один родитель и податель премудрости, и у кого она есть, тот получил ее от Него, ибо Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум, как показывает мудрая книга[28] и как научает другое подобное писание словами: Той и премудрости предводитель есть, и премудрых исправитель[29]. В руках Его и мы, и слова наши, и все разумение, и знание ремесл. Ничто из добраго и достойнаго удивления не пришло к нам из какого либо другого места, но аще что благо — Его, и аще что добро — Его, говорит Захария[30]. От него произросла и явилась вся полнота (τό τε σύστημα καί τό πλήρωμα) добродетелей. Поэтому и те, которые разсматривают все добродетели вместе, и те, которые определяют каждую из них в отдельности, приписывают их Богу и прежде всего премудрость, так как она старее других и предводительствует ими, и в нас является как бы основанием для созидания остальных добродетелей. Ибо как един — благ, так и един премудр, седяй на престоле Своем[31], говорит Сирах, и объясняя, почему он приписывает Ему это превосходное и единственное имя, прибавляет: Господь Сам созда ю, и излия ю на вся дела Своя[32]. И Варух приглашает нас к этому блаженному ведению, говоря: научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Кто обрете место ея и кто вниде в сокровища ея?[33] Ибо место происхождения ея и сокровищница, откуда она выходит и раздается принявшим ее, есть Бог; вот почему Он предварительно и обличил не принимающих Его. Оставил еси, говорит он, источник премудрости; аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное[34]. Это подробно истолковано также у других, которые разумеют под премудростью или ведение и созерцание сущаго, или благочестие; я же кратко и ясно изложу то, что думаю об упоминаемой здесь премудрости. По моему мнению, мудрый и святый Иов говорит так: все прочее, какъ-то: металлическия вещества, искусства, знания и все другое, — что он сам перечислил с изумлением, — человек приобрел посредством мудрости, а самую мудрость, спрашивается, откуда нашел он? Разве он копал землю и изследовал глубину моря, чтобы найти ее? Далеко нет: это приобретение есть дар Божий[35]

Источник: Творения св. Дионисия Великаго, епископа Александрийскаго, в русском переводе. — Издание Казанской Духовной Академии. / Пер., прим. и введ. свящ. А. Дружинина, под редакцией э. о. проф. Л. Писарева. — Казань: Типо-литография Императорскаго Университета, 1900. — С. 95-102.

Примечания

Новатом Евсевий ошибочно называет Новациана. Иероним (de viris illustribus, cap. 69) исправляет эту ошибку в своем сообщении об этом послании, тогда как Руфин в своем переводе Церковной истории Евсевия увеличивает ошибку последняго, прибавляя слова: «тó же написал он Новациану».

Т. е. до принятия епископскаго сана. Срв. Евсевия Церковная история VI, 43.