Творения

И человек делает какое–либо изображение, но разум, дыхание или чувство он не может дать своему произведению. Бог же имеет гораздо большее могущество — творить разумное, одушевленное, чувствующее. Как во всем этом Бог могущественнее человека, так и в том, что Он из ничего творит и сотворил существующие вещи, сколько хочет и как хочет.

5. Так–то разногласии мнения ваших философов и писателей. Между тем, как они так говорили, — поэт Гомер другим образом излагает происхождение не только мира, но и богов. Он говорит: Океан родитель богов и матерь Тефиса: От него все потоки и всякое море.

В этих словах он еще не показывает Бога. Ибо кто не знает, что океан — вода? Если — вода, то не Бог. Но Бог, если Он творец всего как и действительно есть, — Он есть создатель и воды и морей. Гезиод также изложил происхождение и богов и самого мира. Он говоря, что мир сотворен, не был в состоянии сказать, от кого он произошел. Кроме того он назвал богами Кроноса и сына его Зевса, Посидона и Плутона, а мы знаем, что они позднее мира. Еще он рассказывает, что Кронос был побежден Зевсом, своим сыном.

Вот его слова: «Победив силою отца своего Кроноса, он поровну распределил и роздал безсмертным разные почести».

Далее он говорит о дочерях Зевса, которых называет музами, и просит их открыть ему, каким образом все произошло: «Здравствуйте, дочери Зевса! подарите меня приятной песнью. Воспойте род богов блаженных, всегда существующих, которые родились от земли и звездного неба и темной ночи, которых вскормило соленое море. Скажите мне как сперва произошли боги и земля, реки и безграничное море с пенящимися волнами, и звезды светящие и пространное небо вверху. Скажите, как боги разделили богатства и почести и как сперва они населили многохолмный Олимп. Скажите об этом мне музы, живущие на вершинах Олимпа с начала, скажите что из этих существ прежде всего произошло».

Но как знали об этом музы, которые были моложе мира? И как они могли рассказать Гезиоду, когда отец их еще не родился?

6.