Творения
Не так же ли говорит Симонид: «Не бывает бедствия неожиданного для людей: и Бог в короткое время все ниспровергает».
И опять Эврипид: «Никогда не должно почитать прочным счастье и высокомерное богатство злого, ни род нечестивого, ибо время, не знающее родителей, обнаруживает преступления людей».
И еще Эврипид: «Не неведуще божество, но оно знает клянущихся ложно и тех, которые к тому вынуждены».
И Софокл: «Если делаешь злое, то должен и терпеть злое». Таким образом, и ваши поэты предсказывали, что Бог будет судить неправедную клятву и всякое другое преступление; сверх того они волею или неволею говорили согласно с пророками и о сгорении мира, хотя, будучи позднее их по времени, похитили это из закона и пророков.
38. Но что за важность в том, жили ли они позднее или раньше пророков? Верно, что они говорили согласно с пророками.
О сгорении мира пророк Малахия предсказал: «вот идет день Господень, как пылающий котел, и пожжет всех нечестивых» (Мал. 4,1). И Исаия: «гнев Божий придет, как сильное падение града и как вода, стремящаяся в долину» (Ис. 3,28,30). Таким же образом Сивиллы и прочие пророки, даже ваши поэты и философы возвестили о правде, суде и наказании, кроме того, невольно говорили они и о Промысле, что Бог заботится не только о нас живых, но и о умерших, ибо побуждаемы были истиною. Из пророков же Соломон сказал об умерших: «будет исцеление плоти и восстановление костей» (Притч. 3,8). Также и Давид сказал об этом: «возрадуются кости смиренныя» (Пс. 50,8).
Согласное с ними сказал и Тимокл: «Благой Бог милостив к мертвым».
Итак, писатели, говорившие о множестве богов, возвращались к единовластительству Божию, отрицавшие Промысл, говорили о Промысле, утверждавшие отсутствие суда признавали, что будет суд, и не допускавшие чувства по смерти, признавали, что оно останется.
Так Гомер говорил: «Душа отлетела подобно сну». И в другом месте: «Душа, отлетая из членов, сошла во аид». И еще: «Погребай меня скорее, чтобы мне войти в врата аида». О прочих же писателях, которых ты читал, думаю, сам хорошо знаешь, каким образом они рассуждали. Это все уразумеет всякий, ищущий мудрости Бога и благоугождающий Ему своею верой, правдой и добрыми делами. Один из вышеупомянутых пророков, по имени Осия, сказал: «какой умный поймет это, и разумный познает? Ибо пути Господни правы, и праведные ходят по ним, нечестивые же падают на них» (Ос. 14,10).
Итак, должно учиться желающему учиться. Старайся же чаще со мною сходиться, чтобы, слыша еще живую речь, верно узнать истину.
КНИГА ТРЕТЬЯ
1. Феофил Автолику желает здравствовать, Так как писатели любят сочинять множество книг для пустой славы, одни о богах, войнах или временах, другие о безполезных баснях и прочих пустяках, которыми и ты занимался до сего времени, и не утомляешься от такого труда, а встречаясь со мною почитаешь бреднями слово истины, и думаешь, что наши писания недавние по времени, посему и я не отягощусь с помощью Божией показать тебе древность наших писаний, в кратком изложении, чтобы ты не обременился прочитать его и увидел пустословие прочих сочинителей.
2. Надлежало бы, чтобы писатели были сами очевидцами того, о чем они утверждают, или точно узнали о том от очевидцев. Ибо пишущие о том, что недостоверно, некоторым образом бьют воздух. Ибо что пользы в том, что Гомер описал троянскую войну и ввел столько людей в заблуждение; или Гезиод составил родословие так называемых у него богов, или Орфей перечислил триста шестьдесят пять богов, которых он сам под конец своей жизни отвергнул, говоря в своих «Завещаниях», что один Бог? Чего достигли Арат, или другие, подобно ему описавшие мировую сферу, кроме славы человеческой, которую они получили незаслуженно? Что они сказали истинного? Или какую пользу принесли Эврипиду, Софоклу и прочим трагическим писателям их трагедии, или Менандру, Аристофану и прочим комическим писателям — комедий их, Геродоту и Фукидиду — их истории, Пифагору — святилище и Геркулесовы — столбы, Диогену — циническая философия, Эпикуру — его учение, что нет Промысла, или Эмпедоклу — отрицание Бога, или Сократу — божба его собакой, гусем, платаном, пораженным громом Эскулапом и божествами, которых он призывал? И зачем он добровольно умер, какую награду надеялся получить по смерти? Что принесла пользы Платону его философия, или прочим философам, которых не буду перечислять по множеству их, — их учение? Это говорю, чтобы показать безполезный и безбожный образ их мыслей.
3. Ибо все они, любя пустую и суетную славу, ни сами не познали истины, ни других не привели к истине. Ибо то, что они говорили, обличает их, так как они говорили несогласно друг с другом и многие из них отвергали свои собственные положения; они не только опровергали друг друга, но даже некоторые из них и собственные свои учения разрушали, так что слава их обращалась в безчестие и глупость; ибо разумные люди осуждают их. В самом деле они говорили о богах, а после учили безбожно, говорили о происхождении мира, а под конец утверждали, что все явилось само собою; говорили о Промысле и потом учили также, что мир существует без промысла. И что же? Предпринимая писать о нравственности, не учили ли они совершать распутство, блуд и прелюбодеяние и самые отвратительные преступления? И о богах своих они проповедуют, что они первые совершали безнравственные совокупления и употребляли отвратительные яства. Ибо кто не воспевает Крона, пожиравшего детей своих, или сына его Зевса, поглотившего Метиса и приготовлявшего богам преступные пиршества, на которых, говорят, служил им хромой Гефест кузнец, и его сестру Геру, которая не только вышла замуж за Зевса, но и нечистыми устами делала то, что нельзя и высказать? О прочих делах Зевса, какие воспевают поэты, ты сам, конечно, знаешь. Нужно ли пересказывать мне о деяниях Посидона, Аполлона, Диониса, Геркулеса, сладострастной Афины и безстыдной Афродиты, о которых я подробно говорил в другой книге.