Творения

Эти пророки предсказывали, что если они будут упорствовать в злых делах, то будут преданы в рабство всем царствам земным, что ясно и исполнилось над ними.

О покаянии пророк Исаия говорит вообще ко всем, особенно же к народу: «ищите Господа и, нашед, призывайте Его; когда же Он приблизится к вам, то пусть оставит нечестивый пути свои и муж беззаконный — желания свои, и обратится ко Господу Богу своему и будет помилован, потому что Он много простит грехов ваших» (Ис. 40,6 и дал.).

И другой пророк Иезекииль говорит: «Если беззаконный отвратится от всех беззаконий, которые он сделал и будет соблюдать заповеди Мои и делать праведное, то будет жить и не умрет; все неправды, которые он сделал, не вспомянутся, но он будет жить правдою, которую делал, ибо не хочу смерти беззаконного, говорит Господь, но чтоб обратился он от путей нечестия и был жив» (Иез. 18,21–23).

И опять Исаия; «обратитесь вы, которые замышляете глубокий и беззаконный совет, чтобы вам спастись» (Ис. 31,6).

И другой пророк Иеремия: «обратитесь к Господу, Богу вашему, как собирающий виноград к корзине своей, и будете помилованы»(Иерем. 6,9).

Много, или лучше — безчисленно много, сказано в Священном Писании о покаянии, потому что Бог всегда желает отвратить род человеческий от всех грехов.

12. И о справедливости, которую заповедует закон, согласны между собою слова и пророков, и евангелистов, потому что все они говорили вдохновенные одним Духом Божиим. Исаия так говорил: «отнимите лукавства от душ ваших, научитесь делать добро, ищите справедливости в суде, освобождайте угнетенного, давайте суд сироте и оправдывайте вдову» (Ис. 1,16,17). И еще он: «разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров, отпусти угнетенных на свободу, раздери всякое писание неправедное, раздроби алчущему хлеб твой, и нищих безкровных введи в дом твой; если увидишь нагого, одень, и единоплеменников твоих не презирай. Тогда взойдет ранний свет твой и скоро воссияют исцеления твои, и правда твоя пойдет пред тобою» (Ис. 58,6–8). Подобно сему и Иеремия говорит: «станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего» [29] (Иерем. 6:16).

Таким же образом Осия говорит: «Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю» (Осия. 12,6).

Другой пророк Иоиль также говорит: «Соберите народ, освятите церковь, примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцев, — выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши» (Иоиль. 2,16).

Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: «Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель» (Зах. 8,9 и дал.).

13. О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком–либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих» (Притч. 4,25).

Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: «всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 5,28–32). И еще говорит Соломон: «кто привяжет огонь к одежде; не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим угольям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным» (Притч. 6,27–29).

14. И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: «скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось в радости их» (Ис. 66,5). И Евангелие говорит: «любите врагов ваших, и молитесь за оскорбляющих вас. Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? И хищники и мытари это делают» (Мф. 5,44,46). Делающих же добро учит не тщеславиться, дабы не были человекоугодниками. «Ибо пусть не знает, говорит оно, рука твоя левая, что делает рука твоя правая» (Мф.6,З). И еще Слово Божие повелевает нам повиноваться начальствам и властям и молиться за них, чтобы «нам проводить тихую и спокойную жизнь» (Тим. 2,3). И учит «воздавать всем все: кому честь — честь; кому страх -. страх; кому дань — дань, и не оставайтесь должным никому ни чем, кроме только взаимной любви» (Рим. 13,7 и дал.).

15. Итак, смотри, те, которые так учат, могут ли жить распутно и входить в незаконные совокупления, или, что всего безбожнее, есть человеческую плоть, особенно когда непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства. Не должно смотреть и на остальные зрелища, чтобы не осквернились наши глаза и уши, принимая участие в произносимых там словах. Ибо скажет ли кто об ядении человеческой плоти, — там пожираются дети Фиеста и Тирея; или о прелюбодеянии, — там представляются на сцене не только прелюбодеяния людей, но и богов, о которых возвещают благозвучно, получая за то почести и награды?