Творения

Примечания

См.: Гусев Д. В. Св. Феофил Антиохийский. — Казань, 1898. Из иностранных работ наиболее емкой и информативной представляется энциклопедическая статья: Zeegers–Vander Vorst N. Theophile d'Antioche // Dicti–onnaire de spiritualite. — Paris, 1990. — Fasc. 96–98. — P. 530–542.

(Сочинение цитируется по изданию: Theophili episcopi Antiochensis. Libri tres ad Autolycum / Ed. by G. G. Humphry. — Cantabrigiae, 1852).

(См.: Grant R. Μ. After the New Testament. — P. 133)

(Grant R. M. Christian Beginnings: Apocalypse to History. — London, 1983. — XXL — P. 179–196).

(Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви: Догматическое богословие. — С. 204).

(Например, Эпиктет считает, что познание человеком самого себя означает, с одной стороны, осознание собственной смертности (человек есть «смертное живое существо» — θνητον ζωον), но, с другой стороны, понимание того, что это «смертное живое существо» содержит в себе «часть Бога» (απόσπασμα του θεού). См.: Courcelle P. «Connais–toi toi–meme» de Socrate a saint Bernard: Vol. 1. — Paris, 1974. — P. 62–63).

(См.: Whittaker J. Plutarch, Platonism and Christianity // Neoplatonism and Early Christian Thought: Essays in Honour of A. H. Armstrong. — London, 1981. — P. 56).

(Лосский В. Н. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков // Богословские труды. — 1978. — Сб. 18. — С. 130).

(На латинском Западе данное понятие чуть позднее употребил Тертуллиан. См.: Margerie, de В. La Trinite chretienne dans Thistoire. — Paris, 1975. — P. 179).

(Макарий (Булгаков), архиеп. Православное догматическое богословие: Т. 1. — СПб., 1868. — С. 255).

(См.: Lebreton J. Histoire du dogme de la Trinite: T. 1. — Paris, 1927. — P. 65)

(С этим связано понимание св. Феофилом первой фразы «Книги Бытия:" для него слова «в начале» (εν αρχή) обозначают предсуществующий Логос. В истории христианского богословия он был первым писателем, подобным образом истолковавшим данную фразу. См.: Nautin P. Genese 1,1–2, de Justin a Origene // In principio: Interpretations des premiers versets de la Genese. — Paris, 1973. — P. 78).

(Именно такое значение, применительно к этому месту сочинения св. Феофила фиксируется в известном словаре: Lampe G. W. Η. A Patristic Greek Lexicon. — Oxford, 1978. — P. 1186).