Творения

А ты не хочешь помазаться елеем Божиим? Потому–то мы и называемся христианами, что помазуемся елеем Божиим.

13. Ты отрицаешь еще воскресение мертвых и говоришь: покажи мне хоть одного воскресшего из мертвых, чтобы увидеть и поверить. Но во–первых, что великого в том, что поверишь увидев событие? Потом, веришь же ты, что Геракл сам себя сжег и еще жив, что Асклепий был поражен молнией и воскрес. А не веришь тому, что сказано Богом? Я может быть показал бы тебе мертвеца, который воскрес и еще жив, но ты и этому не поверишь. Бог доставляет тебе много доказательств располагающих верить Ему. Если угодно тебе, обрати внимание на окончание времен года, дней и ночей, как они кончаются и опять возникают.

Не бывает ли также воскресение семян и плодов и это — на пользу людей? Ибо например, когда брошено в землю зерно пшеницы или других семян, то прежде оно умирает и разлагается, потом же поднимается и встает колосом. И дерева не производят ли, по велению Божию, в определенные времена плоды, прежде скрытые и невидимые?

Далее, иногда воробей или другая птица, проглотив семя от яблони или смоковницы или другого дерева, улетит на какой–нибудь каменистый холм или гробницу и здесь выбросит из своего желудка семя; тогда оно, пустив корень вырастает в дерево, хотя прежде было в желудке и перешло через такую сильную теплоту. Все это производит премудрость Божия для того, чтоб и посредством сего доказать, что Бог может совершить общее воскресение всех людей. Если же хочешь видеть более дивное зрелище в доказательство воскресения — не только от земных вещей, но и от небесных, то представь совершающееся ежемесячное воскресение луны, как она убывает, исчезает и опять восстает.

Вникни еще, друг мой, в дело воскресения, совершающееся в тебе самом, хотя ты не ведаешь о сем. Ты может быть подвергался какой–нибудь болезни и терял дородность тела, крепость и красоту, но получив милость от Бога и исцеление снова возвращал телесное здоровье, красоту и силу; и как ты не знал, куда девалась плоть твоя исчезнувшая так не знаешь, откуда она появилась и пришла. Ты скажешь: от пищи и соков превратившихся в кровь. Хорошо, но и это есть также дело Бога, так устрояющего, а не кого другого.

14. Итак, не будь неверующим, но веруй. Я также прежде не верил, что это будет, но теперь верю после того, как сообразил эти доказательства и вместе прочитал священные писания святых пророков, которые по вдохновению от Духа Божия предсказали и прошедшее, так, как оно совершилось, и настоящее так, как оно происходит, и будущее в том виде, как оно исполнится. Таким образом, убежденный посредством того, что совершается и было раньше возвещено, я теперь не остаюсь в неверии, но верую, повинуясь Богу.

Ему и ты, если хочешь повинуйся и уверуй, дабы, если теперь не уверуешь, то вынужден будешь тогда уверовать посредством вечных мучений. Так как об этих наказаниях было предсказано пророками, то бывшие после них ваши поэты и философы похитили учение о них из священных писаний, чтобы мнениям своим предать достоверность. И сами они предсказывали о наказаниях, имеющих поразить нечестивых и неверующих, чтоб они были известны всем и не могли некоторые сказать: мы не слышали и не знали.

Если хочешь, и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путем приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получим вечные блага Божия.

Ибо «Тот, кто дал уста, чтобы говорить, образовал уши, чтобы слышать и сотворил глаза, чтобы видеть» (Исх. 4,11; Пс. 93,3), исследует все и совершит суд праведный, воздавая каждому сообразно с его делами.

Тем, которые постоянно посредством добрых дел ищут нетления, Он дарует вечную жизнь, радость, мир, покой и множество благ, «которых ни глаз не видел, ни ухо не слыхало и которые не всходили на сердце человека» (1 Кор. 2,9), а тех, которые не веруют, презирают и не покоряются истине, но повинуются неправде, так как они исполнены блуда, прелюбодейства, срамных дел, любостяжания и нечестивого идолослужения, постигнет гнев и негодование, скорбь и теснота, и наконец, возьмет их огонь вечный.

Так как ты мой друг, сказал: покажи мне твоего Бога, то вот какой Бог мой, и я советую тебе бояться Его и веровать в Него.

КНИГА ВТОРАЯ

1. В беседе, которую мы несколько дней назад имели с тобою, любезнейший Автолик, когда ты спрашивал меня, кто мой Бог, и уделил несколько времени выслушать мои слова, — я высказался тебе относительно моей религии; потом мы очень дружелюбно расстались друг с другом и пошли каждый в свой дом, хотя сначала ты принял меня сурово: ты знаешь и помнишь, что учение наше тебе казалось глупостью.

Так как после того сам ты просил меня, то хотя я невежда в слове (2 Кор. 11,6), однако, хочу теперь в настоящей книге, обстоятельнее доказать тебе безполезность труда твоего и тщету служения, в котором находишься, и вместе представить истину очевидною для тебя посредством некоторых ваших исторических сказаний, которые ты читаешь, но может быть не вполне понимаешь.