Extracts from essays

Pravosl. If matter was without quality, and the world was created by God, and there are qualities in the world, then God became the Creator of these qualities?

Shaft. Yes.

Правосл. Так как я слышал, что ты прежде говорил, будто из ничего не может произойти что–нибудь, то ответь мне на мой вопрос: как тебе кажется, эти качества мира произошли не из прежде существовавших качеств?

Вал. Кажется.

Правосл. Они суть нечто другое, нежели самые предметы?

Вал. Да.

Правосл. Итак, если Бог сотворил качества не из преждесуществовавших качеств, и если они получили бытие не из предметов, потому что они не суть самые предметы, то необходимо признать, что они сотворены Богом из ничего. Посему, мне кажется, ты напрасно утверждаешь, будто невозможно думать, что Бог сотворил нечто из ничего. Таково и пусть будет решение касательно этого. И между нами мы видим людей, которые делают нечто из ничего, хотя и кажется, что они делают из чего–нибудь. Так возьмем в пример строителей: они строят города не из городов и храмы не из храмов. Если ты думаешь, что они делают это не из ничего, так как основанием для них служат предметы, то ты ошибаешься. Ибо не предмет строит город, или храмы, а искусство, прилагаемое к предмету, которое не происходит от какого–нибудь готового искусства в самых предметах, а происходит от искусства, которого нет в них. Но ты, кажется, можешь возразить на мое доказательство так, что художник создает посредством искусства, которое заключается в предмете; а я лучше отвечу на это, что оно является в человеке не из какого–нибудь готового искусства; ибо невозможно, чтобы предмет сам по себе давал искусство; так как оно есть одно из свойств и притом таких, которые получают бытие тогда, когда они являются в каком–нибудь предмете. Человек может быть и без строительного искусства, а оно не может быть, если прежде не будет человека. Посему необходимо признать, что искусства по природе своей таковы, что они являются у людей из ничего. Если же мы доказали, что так бывает у людей, то почему не свойственно Богу иметь силу создавать из ничего не только качества, но и предметы? Если оказалось возможным происходить чему–нибудь из ничего, то ясно, что и с предметами бывает также. Впрочем, если ты желаешь знать о происхождении зла, то я обращу речь к этому, и кратко хочу спросить тебя: как тебе кажется, зло есть ли предмет, или качество предмета?

Shaft. I think it's good to say quality.

Pravosl. And the substance was of no quality and without form?

Shaft. That is what I have said before in my speech.

Pravosl. Therefore, if evil is a quality of an object, and matter was without quality, and the Creator of qualities, according to your words, is God, then God will also be the Creator of evil. If, in this way, it is impossible not to recognize God as the author of evil, then it seems to me that it is in vain to add substance to Him. However, if you have anything to say to this, then say; If our investigation were based on a passion for verbal debate, then I would not ask you to define evil a second time; but since we conduct verbal research more out of friendship and a desire for the benefit of our neighbor, I ask you to do a favor to define this again.

Valens. It seems that you are well aware of my intention and effort; I do not wish to conquer by asserting a lie, but to show the truth after careful examination, and of you I know for a fact that you are of the same disposition; therefore, in whatever way you hope to find the truth, use it without the slightest hesitation; for by using the best, you will benefit not only yourself, but certainly also me in regard to what I do not know.

Rights. You, it seems to me, clearly express that evil is also a certain object; for I do not see it existing outside of things; And so, friend, if according to your words evil is an object, then it is necessary to examine the concept of the object itself (ουσία). Do you think that the object is not some kind of bodily composition?

Shaft. Seem.