Православие и современность. Электронная библиотека-Священник Владимир Зелинский-Благодарение жизни-От биоэтики к премудрости-(попытка

Православие и современность. Электронная библиотека

Священник Владимир Зелинский

Благодарение жизни

От биоэтики к премудрости

(попытка православного осмысления)

© "Церковь и время" № 3(12) 2000

Содержание

"Переписать" человека. "Проблема" и "тайна"

Познание как экзистенциальный выбор

Аборт и случайность нашего "я"

"Приличие" и "банальность зла"

"Материнство" Духа Святого

Бог и зачатие: первая встреча

Бог и смерть: последняя встреча

"Время жить и время умирать"

Любовь как Премудрость

"За все благодарите"

Что есть человек, что Ты помнишь его,

и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его пред ангелами;

славою и честию увенчал его?

Поставил его владыкою над делами рук

Твоих; все положил под ноги его. (Пс. 8:5-8)

Если внемлешь себе, то не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя. Святитель Василий Великий

"Переписать" человека. "Проблема" и "тайна"1

В последние годы о биоэтике начинают все настойчивей говорить также и в православной среде. Прежде всего, само возникновение этико-биологической проблемы служит вехой, отмечающей изменение положения человека в тварном мире, все более утверждающего себя мерой всех вещей, в данном случае по отношению к передаче и прекращению жизни. Появление биоэтики, вместе со всей совокупностью научных открытий и технических возможностей, с ней связанных, представляет не только уникальный знак необычайно возросшей власти человеческого рода над своим "воспроизводством" и "устроением", но и качественный скачок в онтологическом статусе человека. Возможность расшифровки и изменения генетического кода и так называемой "зародышевой терапии" - это, может быть, ключевое открытие нашего века. Ибо оно открывает путь к исполнению одного из тех тайных желаний, которые называются "вековыми мечтами человечества", - переписать человека набело вместо того несовершенного, как бы вкривь исписанного черновика, доставшегося нам после творения и грехопадения. При этом тот набело "переписанный" человек, как это уже было не раз, чем могущественнее он предстанет в собирательном виде, тем более зависимым, узязвимым или управляемым окажется в качестве отдельной человеческой особи.

Новая ситуация несет в себе вызов человеку как существу тварному, вызываемому к жизни, и такой вызов требует нового осознания им своей этической и онтологической ответственности. Перед лицом новых перспектив, открываемых генетической манипуляцией, человек вынужден переосмыслить свое положение в мире, дать ему новое определение, вновь испытать свою совесть с точки зрения той невероятной власти по отношению к жизни, которая все в большей мере оказывается в его руках. "Что есть человек", который вот-вот получит власть пересоздавать и перекраивать себя изнутри?