Творения

9) Ибо жертва состояла не в правости Исаака, но Авраама, Который приносил ее (жертву), быв чрез то искушаем. Посему Бог принял благое произволение приносившего жертву, но не допустил, чтобы обреченный на жертву был заклан; ибо смерть Исаака не могла даровать миру освобождение; но — только смерть нашего Искупителя, язвою Которого все мы исцелились (Ис. 53, 5). Ибо павших Он восставил, недужных исцелил, алчущих насытил, терпевших лишение исполнил изобилия и — что наиболее дивно — всех нас воскресил от мертвых; поелику Он упразднил смерть, а нас от бедствие и скорби возвел к упокоению и радости сего празднества, — радости, имеющей продолжаться и на небесах. Не мы только относимся к сему с благоговением, но ради сего с нами радуется и небо и вместе ликовствует вся Церковь первородных на небесех написанных (Евр. 12, 23); и Пророк так возвещает о сем: возвеселитеся небеса, яко помилова Бог Израиля: вострубите основания земная, возопийте горы веселие, холми, и вся древеса, яже на них: яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится (Ис. 44, 23). И опять: радуйтеся небеса и веселитеся, да отрыгнут горы веселие…, яко помилова Бог люди Своя, и смиренныя людей Своих утеши (Ис. 49, 13).

10) Вся тварь, братия мои, торжественно совершает празднество и всякое дыхание, по словам Псалмопевца, хвалит Господа (Пс. 150, 6), ради низложения врагов и нашего избавления, и — не вотще; ибо, если радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся; то не должна ли быть она гораздо большею по причине уничтожения греха и воскресения мертвых? О, какое празднество! сколь великая радость на небесах! Как радуются и ликуют все (небесные) силы, когда и в наших собраниях — глас радости и священные бдения, — что, конечно, и во всякое время (приличествует нам), а тем более имеет место при пасхальном празднестве. Ведь они (небожители) зрят на то, как согрешившие творят покаяние, отвративши лица свои, опять обращают их и пребывавшие прежде в похотях и распутстве теперь смиряют себя постом и трезвением, и наконец на то, что диавол лежит, лишенный силы, бездыханный, связанный по рукам и ногам, так что мы глумимся над ним, говоря: смерть, где твоя победа? ад, где твое жало? — а Господу воспеваем хвалебны я песни за победу.

11) Кто же приведет нас к тому Ангельскому воинству? Кто, достигнув благодати небесного празднества и торжества Ангелов, мог бы сказать с Пророком таким образом: яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия во гласе радования и исповедания, шума празднующего (Пс. 41, 5)? А к сему побуждают нас и те святые, которые говорят: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля (Ис. 2, 3). Однако таковое торжество не для нечистых, и грешники совсем не имеют к нему доступа, но лишь добродетельные и рачительные и жительствующие по примеру святых. Ибо кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей, когда взойдет, приимет благословение от Господа (Пс. 23, 3–5), как присовокупляет Псалмопевец. Но явно, что cиe благословение есть то, которое Господь дарует имеющим стать одесную Его, когда скажет: приидите благословеннии, наследуйте уготованное вам Царствие (Мф. 25, 34)! А лживый и нечистый сердцем не наследует ничего чистого, как гласит книга Притчей: сыну лукавому ничтоже есть благо (Прит. 13, 13). Вообще же, поелику он чужд святым и иного рода, то признан будет недостойным вкушения Пасхального Агнца, ибо ни какой иноплеменник не должен есть от него (Исх. 12, 43). Так Иуда, когда он предполагал праздновать вечерю Пасхальную, поелику умыслил лукавство против Спасителя, извержен был из горницы и из сонма Апостольского; ибо Закон повелел снедать агнца пасхального с должным тщанием: им же (Иудою), как только он вкусил от него, овладел диавол, вошедший в его душу.

12) Посему должны мы не так поступать, как будто мы совершаем пасхальное празднество на земле, но так, как бы мы совершали его с Ангелами на небесах; мы должны славословить Господа в чистоте, праведности и прочих добродетелях, должны не ради себя торжествовать, но о Господе, дабы нам стать и сонаследниками святых. Итак, будем праздновать подобно Моисею; бдеть подобно Давиду, Который седмижды вставая, даже в полуночное время, возносил благодарение Богу ради праведных судов Его (Пс. 118, 164. 62); (мы должны) утренневать, как он же говорит: рано предстану пред Тобою, и Ты воззришь на меня, рано слышишь Ты голос мой [125]; (мы должны) поститься подобно Даниилу; молиться, как повелевает Павел, непрестанно, научаясь знать надлежащее для молитвы время, — все мы, а особенно состоящие в честном браке, — дабы, так подвизаясь и так совершая празднество, мы могли войти в радость Господа нашего в (Его) Небесном Царстве.

Ибо иным образом никак невозможно достигнуть Иерусалима и вкусить от Пасхального Агнца, если только не приступим прежде к сорокадневному Посту.

13) Итак, мы начинаем Четыредесятницу с начала месяца Фаменофа [126] и, продолжив ее до 5 Фармуфа [127], мы обретаем тогда отдохновение раннейших воскресных и субботних дней. А затем мы начинаем святые дни Пасхи шестого Фармуфа [128] и прекращаем пост одиннадцатого того же месяца [129] в поздний вечер, после чего для нас воссиявает и светлый день воскресения — двенадцатого Фармуфа [130], благодатное сеяние коего непрерывно распространяется на все семь недель св. Пятидесятницы, в дни которой мы, прекратив пост, непрестанно должны довершать торжество пасхального празднества во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого Отцу да будет честь и держава во веки веков, аминь!

Приветствуют вас все братья, которые при мне! Приветствуйте друг друга лобзанием святым.

Конец шестого праздничного послания святого и богоносного Афанасия.

Седьмое праздничное послание святого Афанасия

По которому воскресенье (Пасхи) было четвертого Фармуфа, в третий день апрельских календ [131], — возраст луны 20, — в пятьдесят первом году (эры) Диоклитиана [132], в консульство Юлия Констанция, брата Августа [133], и Руфина Альбина; во дни того же Филагрия епарха, в восьмой год индиктиона.

1) Блаженный Павел писал Коринфянам, что он всегда носит в своем теле мертвость (Господа) Иисуса (2 Кор. 4, 10); — писал не потому, что один он (был таковым); но ради того, чтобы и они (Коринфяне), а также и мы могли славиться тем же и в этом быть его подражателями, братия мои. И сия похвала не есть что либо необычайное — во всякое время, для всех нас. Ее присвояет себе еще Давид в Псалмах, когда говорит: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомcя яко овцы заколения (Пс. 43, 23). Но подобает, чтобы и с нашей стороны было то же, особенно во дни праздника Пасхи, когда торжественно совершается воспоминание о смерти нашего Искупителя. А кто желает быть подражателем смерти Его, тот должен блистать подвигами добродетели, умерщвляя уды, яже на земли, распиная плоть со страстями и похотями, живя духом, по духу и поступая (Гал. 5, 24, 25); во всякое время надлежит ему памятовать о Боге, никогда не забывать о Нем, никогда не делать того, что принадлежит смерти. Посему то, дабы и мы мертвость (Господа) Иисуса носили на теле нашем, он тотчас присовокупляет, указывая вместе и путь к такому общению (с Господом): имуще же тойже дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах, и мы веруем, темже и глаголем (2 Кор. 4, 13). А также и о благодатном даре, происходящем от твердой веры, прибавляет он, говоря: Тот, Кто воздвиг Иисуса, воздвигнет и нас с Иисусом и поставит нас с вами пред Собою (2 Кор. 4, 14).

2) При таком уповании и таком убеждении святые усугубляют сию истинную жизнь; ибо, во всяком случае, получат они и небесную радость, о каковой небрегут нечестивые, неизбежно лишая себя исходящего из нее блаженства; ибо отвержен будет нечестивый, дабы не видеть ему славы Господа. И хотя бы они услышали ко всем обращенный глас обетования: востани спяй, и воскресни от мертвых (Еф. 5, 14)! Хотя бы они воскресли и даже достигли небес, могли бы постучать и сказать: отверзи нам! все же, тем не менее, Господь укорил бы их, как таковых, которые далеки были от познания Его, говоря: не вем вас (Лк. 13, 25. 27). А св. Дух громко восклицает против них: да возвратятся грешницы во ад, ҐбЁ языцы забывающии Бога (Пс. 9, 18). И мы говорим безбожникам, что они должны быть низвержены — не (только) ради подвластности их греху, — как не носящие, подобно святым, мертвости (Господа) на теле своем; но и потому, что они самую душу свою погребают во грехах и преступлениях, удаляясь к мертвецам и питая ее (душу) мертвенною пищею, на подобие птенцов хищных птиц, которые с высоты опускаются на трупы тех, кои действительно мертвы. От (употребления) их уже Закон предостерегал, давая повеление, имеющее прообразовательное значение: не только хищная птица и все, пожирающее падаль, но и всякий, употребляющий в пищу какую либо мертвечину, да будут нечисты (Втор. 14, 21). А как они в похотях (своих) погубляют душу, то и высказывают тем ничто иное, как: да ямы и пием, утрий бо умрем (Ис. 22, 13)! А какую корысть имеют те, которые настолько преданы утехам чувственности? Тотчас же присовокупляет он (Пророк) и о сем, говоря: и откровенна сия суть во ушию Господа Саваофа, яко не оставится вам той грех, дондеже умрете (Ис. 22, 14). Ибо еще при жизни своей будут они в посрамлении, поелику чрево свое почитают вместо Бога; а когда умрут, они должны будут терпеть мучения за то, что похвалялись таковою смертью. Посему же и Павел свидетельствует о сем так: брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. 6, 13). А Божественное слово еще ранее возвестило о них: смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат (Пс. 33, 22). Ибо мучителен червь и тягостна тьма — cиe наследие нечестивых.

3) А как святые и истинно преданные добродетели умерщвляют уды свои, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3, 5), пребывая посему в чистоте и непорочности; и возлагают надежду на oбетoвaниe Искупителя нашего, Который говорит: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8); то их ожидает блаженная кончина, как умерших для мира и отвергших житейские заботы, ибо честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115, 6). Они же, как подражающие примеру Апостола, могут сказать и cиe: Христови сраспяхся; живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19, 20); а жизнь во Христе и есть истинная жизнь. Хотя они умерли для мира, однако жительствуют как бы на небесах, к горнему обращая взор свой; как говорит тот, кто возлюбил таковые обители: жительствуя на земле, мы имеем жилище наше на небеси (Флп. 3, 20). А только жительствующие так и достигшие такового совершенства и могут славословить Бога, и cиe то подобает почитать за действительный праздник, за истинное торжество. Ни заботы о брашнах, ни пышность одежды (1 Тим. 2, 9), ни суетное наблюдение дней; но помысел, обращенный к Богу, и благодарственная жертва, приносимая Ему чрез прославление Его, составляет cиe празднество. И cиe доступно только святым, живущим во Христе, ибо написано: не мертвии восхвалят Тя Господи, ниже вси низходящии во ад; но мы живии благословим Господа, от ныне и до века (Пс. 113, 25, 26). Равно как и Езекия, по избавлении от смерти, так славил Бога за cиe: не похвалят бо Тебе, иже во аде, ни умершии возблагословят Тя…; живии же возблагословят Тя, якоже и аз (Ис. 38, 18, 19); ибо тем, которые только во Христе живут, доступно хваление и прославление Бога, чрез что они и достигают (истинного) празднества; ибо Пасха не языческий праздник и не праздник тех, которые остаются еще иудеями по плоти; но тех, кои познают истину во Христе; подобно тому, кто, быв послан возвестить об этом празднестве, восклицает: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7).

4) Посему, когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху в обществе святых, и во время празднества славят Бога, Бог отклоняет (славословия) их, говоря грешнику: вскую ты поведаеши оправдания Моя (Пс. 49, 16)? и Дух Святый кротко отстраняет их, говоря: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9); никакой грех не имеет места при прославлении Бога, ибо грешник имеет уста, говорящие превратное, по словам книги Притчей: уста нечестивых отвещают злая (Сир. 15, 28). Возможно ли хвалить Бога нечистыми устами? невозможно cиe, ибо таким то путем и обнаруживается противоречие [134]. Кое бо причастие правды к беззаконию? — или кое общение свету ко тьме? — восклицает Павел, служитель Евангелия (2 Кор. 6, 14). Посему то грешники и все чуждые Кафолической Церкви, еретики и отступники, поелику они отринуты от участия в славословии святых, по справедливости, пребывают в отлучении от праздника; а праведник, хотя бы казалось, что он умер для мира, имеет непостыдную надежду, когда говорит: не умру, но жив буду, и повем все чудеса Твои (Пс. 117, 17). И Сам Бог не гнушается нарицаться Богом тех, которые действительно умертвили уды, яже на земли, но живы во Христе. Ибо Бог есть Бог живых, а не мертвых; чрез Свое живое Слово Он животворит каждого, дарует питание и жизнь святым, как и Господь восклицает о сем: Аз есмь хлеб животный (Ин. 6, 35), по поводу чего иудеи, поелику они чрез вкушение таковой пищи делались недужными, как не обладавшие навыком и опытностью в добродетели и не имевшие влечения к таковой пище; негодовали, что Он сказал: Я хлеб, сходящий с небес и дающий жизнь людям (Ин. 6, 33).