Творения

5) Грех также имеет свойственную ему пищу, ведущую к смерти, так что взывает похотливым и безумным таким образом: хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую пийте; кто вкусит от сего, он только не весть, яко земнороднии у нея [135] погибают (Прит. 9, 17, 18). И хотя грешник чает иметь от сего приятность, однако после (такой) пищи он не обретет благополучного конца, как опять говорит Премудрость Божия: сладок есть человеку хлеб лжи; но потом исполнятся уста его камения (Прит. 20, 17); и: мед каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань, последи же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюдуостра (Прит. 5, 3, 4). А когда он питается таким образом и получает лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поелику небрежет о собственной душе и не хочет знать несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают. Опять, в согласии с сим, и пророческое увещание отклоняет от сего, когда говорит: что тебе и пути Египетскому? еже пити воду Геонскую и что тебе и пути Accupийcкомy, да пиешu воду речную (Иер. 2, 18)? А премудрость Божия, возлюбившая человеков, велегласно предостерегает от сего: отскочи, не замедли на месте ея, ниже настави ока своего к ней; тако бо пройдеши воду чуждую, и прейдеши реку чуждую (Прит. 9, 18). К себе же призывает она так: премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко мне; и требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам (Прит. 9, 1–5). А какого же вознаграждения могут ожидать они за cиe? Оставьте неразумие, дабы вам жить; и взыщите разума, чтобы вам поступать право (Прит. 9, 6) Хлеб мудрости приносит плоды жизни, как говорит Господь: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки (Ин. 6, 51). Ибо, хотя Израиль питался манною, этою поистине приятною и чудесною пищею, он умер, и никто из питавшихся ею не мог бы жить вечно. А что, весь этот сонм умер в пустыне, Господь утверждает в сих словах: Аз есмь хлеб животный. Отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша; сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него яст не умрет (Ин. 6, 48–50).

6) Злые терпят теперь лишение такового хлеба; ибо души мужей женам подобных взалчут (Прит. 18, 8). И только святой, поелику он уготовляет себя для того, исполняется сытости и может сказать: аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16, 15). Кто раз сделается причастником Божественного хлеба, тот всегда будет томиться желанием, а для алчущего его он сделается непрестающим, вечным дарованием, как и Премудрость дает таковое обетование: не убиет гладом Господь душу праведную (Прит. 10, 3). То же обещается и в Псалмах: ловитву его благословляяй благословлю, нищия его насыщу хлебы (Пс. 131, 15). Но будем внимать и Самому Искупителю нашему, говорящему так: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф. 5, 6). Посему вполне понятно, что святые и возлюбившие жизнь во Христе ощущают в себе алчбу такового брашна; и тот святой (Псалмопевец) молится так: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе Боже; возжада душа моя к Богу крепкому живому; когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс. 41, 2, 3)? и он же говорит: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою (Пс. 62, 2, 3).

7) А если это так, братия мои, то и мы должны умертвить уды, яже на земли и питаться от небесного Хлеба в веpе и любви к Богу, поелику мы знаем, что без веры невозможно стать причастником сего Хлеба. Ибо Искупитель наш, когда всех призывал к Себе и говорил: аще кто жаждет, да приидет [136] ко Мне и пиет (Ин. 7, 37), тотчас же присовокупил и о вере, без которой никто не может вкусить от сего брашна, говоря: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7, 38). Посему Он во всякое время питал учеников, имевших веру, от Своих словес и оживлял их близостью Своего Божества. А жену Хананеянку, поелику она была еще неверующею, (сначала) не удостоил Он никакого ответа, хотя она и имела нужду в получении от Него пищи; и так поступил Он не из презрения, — да не будет! — ибо человеколюбив и благ был Господь, потому и пришел в страны Тирские и Сидонские; но по причине неверия и неосмысленности ее поведения. И так поступил Он совершенно справедливо, братия мои; ибо cиe не могло быть для нее полезным, пока она свою просьбу предпочитала вере; напротив, в вере только могло и прошение ее иметь свое оправдание. Ибо приходящему к Богу необходимо сначала стать верующим, и только взыскающим Его Он мздовоздатель бывает: без веры же невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6) — о сем учит Павел.Поскольку она до того времени еще не имела веры, Он дает ей вразумление соответственно ее положению, говоря: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом (Мф. 15, 26). А она, как скоро была поражена силою слова и изменила свое разумение, приобрела и веру; ибо Господь не говорит уже с нею как со псом, но как с человеком — так: о жено, велия вера твоя! равно как, поелику она уверовала, Он тотчас же дарует ей и плод веры и говорит: буди тебе якоже хощеши; и исцеле дщи ея от того часа (Мф. 15, 28).

8) Праведник, питаясь от веры и познания и деяний, (соответствующих) Божественным словесам, во всякое время имеет здравую душу. Посему повелевает он (Павел) принимать к себе немощного в вере и питать его, если нельзя еще хлебом, то хотя овощами: изнемогаяй зелия (да) яст (Рим. 14, 1, 2). Так и Коринфяне не сразу могли стать причастниками этого хлеба, поелику они были еще младенцами и, подобно младенцам, напоевались млеком; ибо всякий нуждающийся в молоке, по словам того же Божественного мужа, неискусен слова правды (Евр. 5, 13). Своему возлюбленному (духовному) сыну Тимофею Апостол повелевает в первом послании питаться словами веры и следовать доброму учению (1 Тим. 4, 6); а во втором он говорит: образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ҐбЁ, в вере и любви, яже о Христе Иисусе (2 Тим. 1, 13). И не здесь только, братия мои, этот хлеб составляет пищу праведников, и не святые только, на земле подвизающиеся, питаются сим Хлебом и Кровию, но и на небе будем питаться (подобною) пищею; ибо Господь есть питание высших духов и Ангелов, Он же есть источник блаженства всех небесных сил, Он все для всех, и каждого милует Он по своему человеколюбию. Нам уже даровал Господь Ангельскую пищу, но ее Он обещает и (всем) тем, кои при искушениях остаются до конца Ему верными, говоря так: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем: и сядете на престолах, судяще обоимнадесяте коленом Израилевым (Лк. 22, 28–30). Какое пиршество, братия мои! Сколь велики мир и радость вкушающих от небесной трапезы! Они наслаждаются не тою пищею, которая извергается вон, но тою, которая созидает вечную жизнь. Кто же окажется достойным сего сонма? Кто столь блажен, чтобы удостоиться приглашения на Божественную вечерю? Поистине, блажен тот, кто вкусит от трапезы в Твоем Царствии! Ибо кто будет признан достойным небесного града, тот в этом граде и обретет спасение.

9) А кто почитает Хлеб за ничто, тот, хотя бы и омылся, останется нечист; поелику он Кровь завета, которою освящен, считает обыкновенною и Духа благодати оскорбляет (Евр. 10, 29); он дол–жен будет услышать: друже, како вшел ҐбЁ семо не имый одеяния брачна (Мф. 22, 12)? Вечеря святых беспорочна и чиста: мнози бо суть звани, мало же избранных (Мф. 22, 14). Иуда, например, пришедши на вечерю, удалился от Лица Господа, поелику он попрал Хлеб; и как он оставил Жизнь свою, то удавился. А ученики, которые пребыли все время с Искупителем, сделались причастниками блаженства вечери. Тот юноша, который отошел на страну далече и расточил имение свое в распутстве, когда почувствует влечение к Божественной трапезе, придет в себя и скажет: колико наемником отца моего избывают хлебы. аз же гладом гиблю! и тогда встанет, пойдет к отцу своему и, признавая свое прегрешение, скажет: согреших на небо и пред тобою, и уже несть достоин нарещися сын твой, сотвори мя яко единаго от наемник твоих (Лк. 15, 13, 17–19). А когда он сделает такое признаниe, то получит более того, что попросит. Ибо не как наемника примет его отец и не как на чужого будет смотреть на него; но как сына облобызает его, оживит его, бывшего мертвеца; удостоит его Божественной трапезы; дарует ему прежнюю славную одежду, так что будет о сем в отчем доме радость и ликование.

10) Ибо таково дело человеколюбия и такова благость Отца, что Он не только восставляет из мертвых но и просвещает благодарю Св. Духа. Ибо вместо тления облекает Он его в ризу нетления; для устранения глада заколает Он откормленного тельца; для того, чтобы ему более не отходить на страну далече, Он окружает его заботами, по возвращении его, дав ему обувь на ноги, и — что наиболее дивно — Он возлагает на руку его знак Божественного обручения; чрез все cиe возрождая его, как образ славы Христа. Таковы благодатные дарования Отца, которыми Господь прославляет и питает пребывающих у Него в терпении. а также и тех, которые, возвращаясь к Нему, творят покаяние; обетование Его о сем таково: Аз есмь хлеб животный; грядый ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя, не имать вжаждатися никогдаже (Ин. 6, 35). И мы сделаемся причастниками толиких дарований, если только всегда будем привержены к Искупителю нашему; если мы не сии только шесть дней пасхального празднества будем соблюдать себя в чистоте, но и на все житие наше будем взирать как на праздник; если пребудем близ (Него), а не будем отдаляться, — говоря Ему так: глаголы живота вечнаго имаши; к кому идем (Ин. 6, 68)? Мы, бывшие (некогда) на стране далече, возвратимся теперь, исповедуя свои беззакония, не тая ничего против кого–либо и духом уничтожая дела плоти. Если здесь мы заранее так напитаем нашу душу, то удостоимся и участи в небесной и Божественной трапезе вместе с Ангелами; и когда постучим, то не будем отвергнуты как пять юродивых дев; но возможем войти с Господом, подобно мудрым девам, которых возлюбил Жених; показуя мертвость Иисуса на телах наших, мы воспримем от Него жизнь и Царство Небесное.

Четыредесятницу мы начинаем в двадцать третий (день) месяца Мехира [137], а святый пост благодатного праздника (Пасхи) — в двадцать восьмой Фаменофа [138]: и, присоединив к сему шесть следующих дней в посте и бдении, по мере силы каждого, в третий (день) месяца Фармуфа [139], в вечер субботы, прекращаем пост; так чтобы святый день, приносящий с собою всем блаженство, христоименитый, то есть именуемый Господственным [140], наступил для нас (в четвертый день Фармуфа [141]; присовокупляя к сему празднование св. Пятидесятницы, всегда будем воздавать поклонение Отцу во Христе, чрез Которого и с Которым Ему да будет честь и держава во Святом Духе во веки веков, аминь!

Приветствуют вас все братья, которые при мне. Приветствуйте друг друга в мире лобзанием святым!

Восьмое и девятое праздничный послания отсутствуют, ибо он (св. Афанасий) не писал по упомянутой выше причине.

Конец седьмого праздничного послания святого Афанасия, патриарха.

Десятое праздничное послание святого Афанасия

В консульство Урса и Полемия, во дни того же Феодора епарха [142], что из Илиополя; после него на два года епархом был Филагрий из (партии) православных; — в одиннадцатый год индиктиона, когда воскресенье (Пасхи) было в седьмой день апрельских календ [143], то есть тридцатого Фаменофа, — возраст луны 181/2 [144], — в пятьдесят четвертый год (эры) Диоклитиана [145].

1) Хотя все cиe время, братия мои, нахожусь я в удалении от вас, однако я не мог забыть о хранящемся у вас, преданном от Отцев, обычай настолько, чтобы безмолвствовать и не объявить о времени ежегодно совершаемого священного праздника Пасхи, равно как и о торжественнейшем дне его. Ибо, хотя я поражен бедствиями, как вы, конечно, об этом слышали, и жестокие испытания отяготили надо мною, к чему присоединилась еще дальность расстояния, — именно, враги истины, в своем преследовании, выслеживали нас с тем, чтобы перехватить какое–либо наше писание и чрез то обвинить нас и усилить боль наших ран; но мы нисколько не опасались даже от пределов земли написать вам и объявить о нашем спасительном празднике Пасхи; поелику Господь теперь укрепил и утешил нас в скорбях наших, хотя мы и находимся еще в стесненном положении среди столь многих бедствий и опасностей. И Александрийским пресвитерам писал я в надежде, что cиe послание чрез них дойдет до вас, хотя я хорошо знал, какой страх внушен врагами и им; но наперекор сему, я убеждал их памятовать о дерзновении Апостола и говорит: ничто не может отлучить нас от любви Христовой: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч (Рим. 8, 35)! А как теперь и я таковым образом готовлюсь праздновать (Пасху), то желаю, чтобы и вы, возлюбленные мои, также могли совершить cиe празднество; и поелику я хорошо знаю, что уведомление о празднике составляет мою обязанность, то я не умедлил выполнить должное (с моей стороны), опасаясь стать повинным по отношению к Апостольскому наставлению, которое гласить: воздадите убо всем должная (Рим. 13, 7).

2) И поелику отныне я все меня касающееся предал на волю Божию, то я озабочен был тем, чтобы вкупе с вами совершить праздник, ибо я никоим образом не думаю, что я далек от вас. Хотя пространство нас и разделяет, однако Господь, Учредитель празднества, соединяет нас в единомыслии, единодушии и в союзе мира. Ибо, если мы одно чувствуем и мыслим, одни молитвы воссылаем друг за друга, то нас не может разделить никакое расстояние: Сам Господь собирает и совокупляет нас. Если Господь обетовал, где два или три собраны во имя Его, быть среди них (Мф. 18, 20), то явно, что Господь же соединяет тех, которые в различных местах составляют собрания, поелику Он посреди их, и молитву всех принимает, как бы они были близ (одни к другим) и слышит всех, когда они все заодно велегласно восклицают аминь. Таковые бедствия и все эти испытания претерпел я, братия мои, о чем уже упоминал, когда писал вам; а чтобы вас не опечалить, то теперь мне заблагорассудилось лишь вкратце напомнить о сем…..