Ancient Patericon

118. Брат спросил старца, говоря: в чем должно состоять делание души, чтобы она принесла добрый плод? Старец отвечает ему: по-моему, делание души есть безмолвие с бодрствованием, воздержание тела, многая молитва телесная и невнимание к падениям людей.

119. Опять некто из отцев сказал: если сперва не возненавидишь греха, то не сотворишь правды, как написано: уклонися от зла, и сотвори благо (Псал. 33, 15). Впрочем, во всем этом нужна еще готовность, каковой всегда требует Бог. Ибо Адам, будучи в раю, преступил заповедь Божию; а Иов, сидя на гноище, сохранил ее. Итак, Бог ищет от человека готовности, и того, чтоб человек всегда боялся Его.

120. Еще некто из отцев сказал: был очень богатый земледелец; и, желая научить земледелию сыновей своих, сказал им: дети! знаете ли, каким образом я сделался богат? И если послушаете меня, то и вы разбогатеете. Просим тебя, батюшка, скажи нам, каким образом? Он же употребил хитрость, чтобы они не были беспечны; и сказал им: есть один день в году; если кто найдется работающим в сей день, разбогатеет; но по старости я забыл, какой этот день. И так не будьте беспечны, ни одного дня не оставляя без работы, чтобы в числе дней, в которые вы не работали, не оказался новый благословенный день, и чтобы после сего тщетно вам не работать целый год. Так и мы: если будем работать непрерывно, то найдем путь жизни.

121. Мать Сарра сказала: когда я ступаю вниз по лестнице, то представляю пред очи свои смерть, прежде нежели сойти мне с нея.

Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться

1. Говорили об авве Арсении, что поздно в субботу, на рассвете воскресного дня, он оставлял солнце позади себя и простирал руки свои к небу, молясь дотоле, пока не воссияет солнце в лице ему; после чего он садился.

2. Братия спросили авву Агафона, говоря: какая добродетель в подвижничестве имеет больший труд? Он отвечает: простите мне, я думаю, что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы.

3. Abba Dula, a disciple of Abba Bessarion, said, "Once I went up to the cell of my abba, and found him standing at prayer, and his hands were stretched out to heaven. He did this for fourteen days. After that he called me and said, "Follow me!" And when we went out, we went into the wilderness. Feeling thirsty, I said to him, "Abba, I am thirsty!" The elder, taking the mantle, departed from me to cast a stone, and, having made a prayer, brought a mantle full of water. We went to Liko until we came to Abba John and, greeting him, we made a prayer. Then they sat down to talk about the vision that each had seen. Abba Bessarion said that there was a command from the Lord to destroy the temples (doubtful – ed.). And so it happened, and they were destroyed.

4. The elder said: if you are careless, then pray as it is written. Pray with fear and trembling, soberly and vigilantly; — this is how we should pray, especially because of our invisible enemies, who are evil and insidious in this, who want to do us harm.

5. He also said: When an enemy's thought comes to your heart, seek nothing else but prayer; And on the enemy sharpen the sword of tears.

6. Once upon a time, Blessed Epiphanius, Bishop of Cyprus, heard from the abba of a certain monastery located in Palestine: "By your prayers we do not abandon the rule, but with zeal we fulfill the rule at the third, sixth, and ninth hours, and perform evening prayers. And he, having understood the matter, announced to them, saying, It is evident that you spend the other hours of the day in idleness from prayer; for a true monk must constantly have prayer in his heart.

7. Once Abba Moses came to the well to draw water, and saw Abba Zacharias praying, and the Spirit of God sitting on him like a dove.

8. When there was a supper of love, when the brethren were eating and talking, Abba Isaiah, the presbyter of Pelusium, rebuking them, said, "Be silent, brethren! I saw a brother eating with you, and drinking the same cups of yours, and his prayer rises like fire before God.

9. Abba Lot came to Abba Joseph and said to him, "Abba! according to my strength I do little fasting, and prayer, and meditation, and silence, and according to my strength I keep myself undefiled from thoughts; So what else should I do? The elder, having risen, stretched out his hands to heaven, and his ten fingers were like ten fiery candles. And he said to him, "If you will, then be all fire."