Ancient Patericon

5. Рассказывали об авве Исидоре, пресвитере Скитском: если кто имел брата спорливого, и хотел прогнать его вон, то старец говорил: приведите его ко мне. Он принимал его в келью свою, — и чрез долготерпение спасал брата.

6. Рассказывали об авве Лонгине, что некто из учеников его обвиняем был, чтобы он изгнал его. Пришедши к нему ученики аввы Феодоора, сказали: авва! мы слышим о брате твоем дело, и если велишь, мы возьмем его от тебя и приведем тебе лучшего брата. Старец ответил им: я не гоню его, ибо он успокаивает меня. Когда же старец услышал причину, сказал: увы мне! Мы приходим сюда сделаться ангелами, а сами делаемся нечистыми и бессловесными животными.

7. Авва Макарий, находясь в Египте, застал человека прибывшего со скотом и грабящего его келью. Макарий, как бы странник, ставши в воротах, навьючивал вместе скот, и по долгом молчании отпустил его от себя, говоря: ничтоже внесохом в мир сей (1 Тим. 6, 7). Господь даде: яко Господеви изволися тако и бысть (Иов. 1, 21). Благословен Господь во всем!

8. Однажды когда было собрание в Скиту, отцы, желая испытать авву Моисея, уничижили его, говоря: как сей эфиоп ходит в среду нас! Моисей, услышав это, смолчал. Когда братья разошлись, отцы говорят ему: авва! неужели ты не смутился? Он отвечает им: смятохся и не глаголах (Псал. 76, 5).

9. Авва Павел Комит и Тимофей брат его жили в Скиту и по разным случаям были между ними разногласия. Авва Павел говорит ему: долго ли нам жить так? Авва Тимофей отвечает: сделай любовь: когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а когда ты станешь оскорблять меня, то я буду терпеть. И делая так, они были покойны в остальные дни.

10. Паисий, брат аввы Пимена, завел знакомство с некоторыми вне келии его. Авва же Пимен не хотел этого. Вставши, он прибежал к авве Аммону, и говорит ему: брат мой Паисий имеет с некоторыми знакомство, — и я беспокоюсь. Авва Аммон отвечает ему: Пимен! разве ты жив? Поди, сиди в своей келье и положи в сердце своем, что уже год, как ты в могиле.

11. Авва Пимен сказал: всякому труду, который если придет к тебе, победа — молчание.

12. Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою Фивейскому, и говорит ему: такой-то брат обидел меня: хочу и я отомстить за себя. Старец же увещевал его: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: помолимся брат! И вставши, старец сказал: Боже! Боже! мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. Брат, услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом: прости меня!

13. Некто, увидев трудолюбца, несущего мертвеца на одре, говорит ему: ты носишь мертвецов; поди, носи живых.

14. Некто из отцев сказал: если кто обижает тебя, то ты благословляй его; если же примет тебя, то хорошо будет обоим; а если не примет, то он получит от Бога оскорбление, а ты — благословение (Слич. Мар. 6, 11).

15. Рассказывали о некотором монашествующем: что поколику кто обидел его, или думал раздражить, тем с большею готовностью прибегал к нему монах, говоря: что таковые для тщательных людей бывают виновниками их исправлений, а ублажающие возмущают душу; ибо написано: блажащи вас льстят вы (Исаи 3, 12).

16. Некий старец сказал: если кто будет помнить об оскорбившем, или порицающем, или причиняющим вред ему; тот должен помнить о нем, как о враче, посланном от Христа, и должен считать его за благодетеля; а оскорбляться сим есть признак болящей души. Ибо если бы ты не был болен, то не страдал бы. Ты должен радоваться о таком брате, потому что чрез него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих.

17. Еще сказал: желающий уврачеваться от тяжких ран душевных, чтобы исцелиться от болезни, должен принимать то, что приносит ему врач; ибо болящий телесно, не с удовольствием сносит сечение или принимает очищение, но даже с неприятностью вспоминает об этом; однако уверяет себя, что без сих операций невозможно ему освободиться от болезни, — и потому терпит наносимое ему от врача, зная, что малою неприятностью он освободится от многолетней болезни. Прижигатель Иисуса есть поносящий тебя или оскорбляющий. Притом он удаляет тебя от тщеславия. Убегающий полезного искушения убегает жизни вечной. Кто даровал святому Стефану такую славу, какую он стяжал чрез побивших его камнями?

18. Еще сказал: что отметающих меня я не обвиняю, но называю благодетелями, и не отвергаю врача душ, приносящего лекарство бесчестия тщеславной душе.