Ancient Patericon

125. Один из старцев поведал: некоторый весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взявши хлебы, пошел отнести их матери своей; и вот был к нему глас, говорящий: ты заботишься о твоей матери, или Я пекусь о ней? Брат, познавши силу гласа, пал лицем на землю, молился и говорил: Ты, Господи, имей о нас попечение! — и вставши, воротился в свою келлию. На третий день пришла к нему мать и говорит ему: один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его, и раздроби нам на малые части, чтобы нам напитаться. Брат, услышав это, прославил Бога, и, исполнившись надежды, по благодати Божией, преуспевал во всякой добродетели.

126. Один брат жил безмолвствуя, и демоны, в виде ангелов, хотели соблазнить его под предлогом общего собрания на молитву. Они возбуждают его, просят, и показывают ему некое знамение в виде света. Он же пошел к одному старцу и сказал ему: авва, ангелы приходят ко мне с светом и возбуждают меня в общее собрание на молитву. И говорит ему старец: не слушай их, чадо! это демоны; но когда приходят будить тебя, говори: я встану, когда захочу, а вас не послушаю. Брат, приняв наставление старца, пошел в келью свою. В следующую ночь опять по-прежнему пришли демоны и будили его. Он же, как заповедано было ему старцем, отвечал им, говоря: встану, когда захочу, а вас не слушаю. Демоны сказали ему: этот злой старец — лжец, он обманул тебя. Ибо пришел к нему брат, желая занять денег; и он, имея деньги, обманул его, говоря: у меня нет денег, — и не дал ему. Из этого пойми, что он обманщик. Брат, вставши, пошел к старцу, и рассказал ему про это. Старец же сказал ему: правда, у меня были деньги, и когда пришел брат и просил у меня, — я ему не дал: ибо знал, что если дам ему, то это будет вредно душе его. Посему я решил нарушить одну заповедь, а не десять, чтобы нам не придти в скорбь. Ты же не слушай демонов, ищущих обмануть тебя. — И брат, много утвержденный старцем, пошел в свою келию.

127. Старец сказал: мужу истинно мудрствующему и благочестиво живущему невозможно быть уловлену и впасть в постыдные преступления, разве только по обольщению демонов.

128. Сказал еще: по той мере, как похотствует тело, душа не знает Бога.

129. Сказал еще: достаточно для здравия души познание Бога.

130. Сказал еще: все люди желают получать блага; приобретают же их собственно те, кои имеют общение с Божественным Словом, и служат ему добродетелями.

131. Спросили братия одного из отцев, говоря: почему душа не стремится к обетованиям Божиим, которые Он обещал в писаниях Своих, но уклоняется к нечистому? Старец отвечал: я думаю, что она еще не вкусила горнего, потому и имеет похотение к нечистому.

132. Старец сказал: если ты сядешь на место и увидишь некоторых, имеющих слово утешения, то не внимай им. Но если какой нибудь бедный, то ему внимай до тех пор, пока он не будет иметь хлеба и успокоится.

133. (сомнительный фрагмент — ред.) Говорил старец о Моисее, что он когда хотел поразить Египтянина, озирался семо и овамо (Исх. 2, 12) и никого не увидал, т. е. в помыслах своих, а увидел, что он ничего худого не сделает, а сделает это для Бога, — и поразил Египтянина.

134. Говорил также старец о словах, написанных в псалме: положу на мори руку его и на реках десницу его (Псал. 88 26), что это говорится о спасителе. Шуйца Его на море, — это есть мир, на реках же десница Его, — эти руки суть Апостолы, наполняющие мир верою.

135. Пришли некогда три брата к старцу в Скит, и спросил его один, говоря: авва! я изучил Ветхий и Новый Завет наизусть. Старец в ответ сказал ему: ты наполнил воздух словами. И второй спросил его, говоря: а я написал для себя сам Ветхий и Новый Завет. Старец и ему сказал: ты загромоздил свои окна книгами. И третий сказал: у меня в горшке, в котором варится пища, взошел тростник. Старец на это сказал ему: а ты отогнал от себя страннолюбие.

136. Передавали некоторые из отцов о великом старце, что, если кто когда приходил к нему спросить о чем-нибудь, то старец говорил ему олицетворительно (в чине чьем-либо, представляя себе чье-нибудь лицо). Вот я принимаю лице Бога, и сижу на престоле суда. Что же ты хочешь, чтобы я сделал тебе? Если скажешь: помилуй меня; то Бог говорит тебе: если ты хочешь, чтобы Я помиловал тебя, то ты помилуй сначала брата своего, — и Я помилую тебя. А если хочешь, чтобы я простил тебя, — прости и ты брату своему. В Боге ли причина этому? Да не будет; но она в нас самих, хотим ли мы спастись.

137. Говорили об одном отце в Келлиях, что он был великий труженик. И вот, когда в одно время он совершал у себя иноческое правило, случилось некоторому другому старцу придти к нему. И извне услышал он того отца ссорящегося с помыслами своими и говорящего: неужели за одно слово все это отнимется от меня? Старец, подойдя к дверям, подумал, что он ссорился с кем-нибудь, и толкнув, чтобы взойти и примирить их. Вошедши же и увидев, что никого другого не было внутри, и будучи откровенен со старцем, спросил его: с кем ты ссорился, авва? С помыслами своими, отвечал он: четырнадцать книг я знаю наизусть, и одно прискорбное слово услышал со стороны, и когда пришел, стал совершать мое правило, то все забыл, а только одно пришло мне на память в час моего правила, и поэтому-то я ссорился с моим помыслом.

138. Сказал один из отцев: чистое животное пережевывает пищу и есть двукопытное; так и человек истинно верующий и принимающий два Завета, которые всецело соблюдаются в святой Церкви, а у еретиков различным образом отметаются. Этот человек должен хорошую пищу пережевывать, а дурную — не должен. Полезная пища — это, говорю, помыслы благие, предание учителей, добродетели святых; и сказал еще: а вредная пища — это злые помыслы в различных грехах и заблуждениях людей.