Православие и современность. Электронная библиотека

Эти же слова, обращенные к Спасителю, слышали мы с вами в прошлое воскресенье из уст гадаринских бесноватых. Как и гадаринские бесноватые, так и в синагоге исступленно кричавший, были рабами и оружиями злой силы, нечистого духа. И Христос, обернувшись к беснующемуся страдальцу, обратился к овладевшему им духу злобы со строгим повелением: "замолчи и выйди из него". Несчастный, крича и корчась в страшных судорогах, упал на землю... Затем встал здоровым, в здравом рассудке.

Оставив, после этого поразительного чуда, синагогу, Христос удалился в дом Свой для отдыха. Но с окончанием часов субботнего отдыха народ во множестве столпился в доме и у дверей Его скромного жилища, приводя с собой бесноватых и всякого рода больных, и Христос, сострадая страждущим, исцелял их.

Не все нуждающиеся во Враче душ и телес могли проникнуть к Спасителю в дом. И вот, к дверям дома был принесен носильщиками расслабленный, уже совершенно не владевший членами своего тела и потерявший всякую надежду на помощь земных врачей. У него оставалась единственная надежда на Божественного Врача, проникнуть к Которому не было никакой возможности. Тогда в душе больного мелькнула смелая мысль и он велел своим носильщикам поднять его на крышу и, сделав в ней отверстие, спустить его на веревках, вместе с постелью, к стопам Спасителя, Божественного Врача и Учителя. Эта смелость обнаруживала в больном высокое дерзновение веры. И на его горячую мольбу об исцелении, мольбу, выраженную в глазах больного, последовал милосердный ответ Христа: "Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. Твоя болезнь — это следствие грехов, — сказал расслабленному Спаситель.

За свою дерзновенную веру больной получил не только телесное исцеление, но и прощение грехов. Не так восприняли слова Христа присутствовавшие тут книжники: "Он богохульствует", — сказали они сами себе. Их мысли не ускользнули от внимания Сердцеведца и Он, "видя помышления их", сказал: "для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", — тогда говорит расслабленному: "Встань, возьми постель свою и иди в дом твой". И больной встал, взял постель и совершенно здоровым отправился домой. Видев это, народ прославил Бога.

Итак, дорогие братья и сестры, если болезни часто бывают следствием греха, то и выздоровление от болезни нередко зависит не только от врачей и лекарств, но и от веры болящего и от его покаяния, от его решимости исправить жизнь свою. Это относится не только к личным недугам, но и к болезням семейств и целых обществ.

Верою открывается сердце для принятия силы Божией, покаяние делает человека способным принять эту силу. Тогда немощей наших коснется исцеляющая Десница Того, о Котором еще пророк Исаия сказал: "Он взял на Себя немощи наши и понес наши болезни". Аминь.

Неделя 6-я по Пятидесятнице

"Се здрав был еси, к тому не согрешай".

"Се здрав был еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будут", — такое завещание получил от Господа исцеленный расслабленный, о котором повествует нынешнее Евангельское чтение.

Это завещание имеет и для нас величайшее значение. В нем свидетельствует Господь о том, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям в нашей земной жизни за грехи наши. Грех, — в нем причина телесных недугов и душевных болезней человека. Телесные недуги, душевные скорби и болезни являются неизбежными спутниками грехов, как их естественное следствие.

Что такое грех? Грех, говорит ап. Иоанн Богослов, есть всякое беззаконие. Грех — это нарушение законов жизни, жизни личной и общественной. Как нарушение законности в организме, всякий грех вносит разлад в духовную и в физическую природу человека и общества. Являясь, по существу, нарушением законов природы, грех поражает и душу и тело. Об этом с очевидной ясностью свидетельствует нынешнее Евангельское чтение.

Отделима ли жизнь тела от жизни духа-души человека? Нет, не отделима. Зарождаясь внутри человека, грех зреет в душе и делает ее больною. Оттуда переносится разлад в жизнь тела. Кто из нас, совершив тот или иной грех, не переживал состояния мрака, подавленности, туги душевной? Мы замечали, что эти состояния являются постоянным спутником согрешающих. Эти со стояния, — мрак, подавленность, туга, — и свидетельствуют о наступившем в нас разладе, свидетельствуют о том, что, нарушением Творцом в основу жизни природы нашей положенных законов, прервалась нить, соединяющая нас с Богом, как Источником жизни, как бы захлопнулась дверца сердца, через которую, в свете и радости, входит в нас Сам Христос.

Посему так важно согрешившему тотчас же, не откладывая до времени наступления поста, в дни коего обычно приступают к исповеди, поспешить от греха очиститься,