Православие и современность. Электронная библиотека

примириться с Богом и тем восстановить утерянную внутри себя гармонию. И лишь после этого прибегать к лекарствам, если нанесена телу тяжелая рана и оно подверглось болезням.

В истории Руси были врачи, которые отказывались приступать к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Тайн, и чем тяжелее была болезнь, тем настойчивее они этого требовали. Врачи те знали, что человек представляет собою не просто живой организм, а личность, что сущность его не в материи или в энергии биологической, а в вечном духе, храмом или сосудом которого является тело. Обладая телом, органически с ним связанный, дух проникает все клети его. Вот почему, прежде чем приступить к лечению тела — материи, врачи требовали от больного, чтобы обратился он к Богу, как врачу духа, врачу совести человека.

И если сущность человека забыта современной медициной, если молитва и любовь исключены из нее, и лечат ныне не личность, не человека, к вечности призванного, а разумное животное, если современные врачи, в большинстве, являются более или менее добросовестными ветеринарами, мы с вами, как живыя части Тела Христова — Церкви Его, должны следовать указаниям Церкви и требованиям врачей св. Руси, Богу и человеку служивших. Аминь.

Неделя 7-я по Пятидесятнице

Некоторые, слушая Евангельские повествования, воспринимают их, как воспоминание о Христе, о Его земной жизни. И только. Они не делают из Евангельских чтений полезных выводов для себя. А ведь слово Божие — это слово Жизни, слово непреходящее, имеющее прямое отношение ко всем временам и всем людям. Так и нынешнее Евангельское чтение содержит для нас с вами полезные указания.

"По вере вашей да будет вам" — сказал Господь слепцам, и они тотчас же прозрели. Повествует нынешнее Евангелие и об исцелении немого-бесноватого. Злой дух запечатал уста его, и отверзлись они от прикосновения к ним десницы Господней.

Слепота и немота с беснованием. Не характерны ли эти недуги для большинства современных христиан? Есть, дорогие, слепота физическая, но существует и слепота духовная. Это — наше неверие и маловерие, это — бесцельность жизни и душевная пустота, это — окаменелость нашего сердца, тоска и чувство оставленности Богом, это и убийственное чувство одиночества. Существует и немота духовная. Что же это? А это — прежде всего — отсутствие молитвы; неумение принять участие, — добрым словом, молитвой и жертвой, — в страдании и в горе чужого нам человека; это, — при способности и склонности говорить обо всем, — отсутствие желания и склонности говорить о своей духовной жизни, о явлениях силы Божией в мире, свидетельствовать об участии в жизни человека десницы Всевышнего.

Как же исцелиться человеку от этих недугов? Только Христос может исцелить нас, нашу слепую и немую душу. Не без труда получили слепцы прозрение. Долго бежали они за Христом. И лишь после их решительного ответа на вопрос: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" — "Ей, Господи, веруем", — коснулся Христос очей их, и они прозрели. Так и нас вопрошает Господь: веруешь ли, что Я могу тебе помочь?

Мои дорогие, вернуть человеку зрение, вернуть ему свет может только Христос — Свет Истинный, так же как и насытить бессмертную душу может только Бог — не идея

Бога, а Бог живой, Сущий, как и жажду утолить может не мысль о воде, а лишь сама вода. "Как воду надо пить — принять в себя, так и Бога недостаточно иметь в уме, в мышлении, но надо дать Ему место в нашем сердце, в нашей воле, в жизни повседневной".

Вот, это путь к прозрению, путь к обретению света и смысла для тех, кто утерял подлинную ценность жизни, у кого сумерки на душе. "Ей, Господи, веруем", — ответили слепцы. Веру и труд приложили приведшие ко Христу немого-бесноватого. И нам надо приложить веру и труд. Великие люди Руси Православной дают нам в этом благие советы, советы к достижению света и смысла. "Всегда поступай так, чтобы в каждом твоем поступке небо с землей сочеталось", — говорит В. Соловьев. "Не упусти случая сделать добро" — слышим мы из уст московского врача д-ра Гааза. Так поступая, мы находим Христа, а "находя Христа, мы находим себя", — говорит Ф. М. Достоевский.

Евангельские слепцы настойчиво следовали за Христом. Это и наш с вами путь. И если к нашему: "ей, Господи, веруем" мы приложим труд любви и внимания к ближним, приложим и участие в возрождающих нас Таинствах, — "со страхом Божиим и верою" приступая к очищающей и возрождающей нас Чаше, — не пребудем в слепоте и в немоте душевной. Аминь.