Православие и современность. Электронная библиотека

Видел их Своим всевидящим оком Христос, Своим любящим сердцем Он был с ними. И вот наконец, находясь в последней крайности, они увидели вдали — во тьме — какая-то фигура с развивающимися одеждами приближается к ним, ступая по гребням валов. В ужасе вскрикнули Апостолы, думая, что это по волнам блуждающий призрак. Но посреди бури и мрака прозвучал Божественный голос: "Не бойтесь, это Я".

Этот голос успокоил Апостолов и они хотели принять Его в лодку, но порывистый в своей любви Петр восторженно воскликнул: "Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по водам". "Иди", — был ответ. И Петр бросился с лодки в бушующие волны. Пока взгляд его был устремлен на Христа, а ветер тщетно рвал его волосы и волны обрызгивали его одежду, то для него все было нипочем; но когда он оторвав свой взор от Христа, глянул на яростные волны и мрачную бездну под ним, поколебалась в нем вера, страх овладел им, и он начал тонуть. Голосом отчаяния закричал Петр: "Господи, спаси меня!"

Страх овладел Петром! Кто из нас не знает этого ужасного состояния? Страх, как ветер, преследует человека на всех путях его. Откуда же исходит это ужасное чувство страха? Его главный источник указан в Евангелии: это наш отрыв от Христа, наше маловерие. Страх овладел Петром, когда оторвал он свой взгляд от Христа, сосредоточив все внимание на себе и его окружающих волнах.

Дорогие мои, а взор, мысли и сердце современного, даже как будто верующего человека — разве ко Христу устремлены? Современный христианин живет не по Евангелию, живет обычно так, как велит его бессловесная природа. Его не тревожит и личная внутренняя нечистота. Не Бог, не заповедь Христова, а личное — свое понимание и обстоятельства — являются для него законом и руководителем в его делах. Он и не думает о том, чтобы свой житейский челн направить к Горнему Иерусалиму, а живет "как живется, как все"... Он в постоянной тревоге, теряется, падает от страха при виде, что поставленные им маленькие в жизни цели рушатся. И превращается человек в физически и душевно сломленное, жалкое существо. Исключив из своего опыта жизни волю Божию, отрывая свой взор от Христа, он применяется к общему тону жизни, к общей моральной мерке, и начинается жизнь его по велениям его бессловесной природы и всюду его окружает страх: он боится быть честным, опасается быть искренним, избегает быть правдивым, избегает проявлять доброту. Человек, таким образом, неизбежно попадает в плен лицемерия и лукавства, пустой становится душа его, он тонет в волнах фальши мирских отношений. Жалкое зрелище представляет собою такой человек. И счастлив тот, кто вспомнив о Христе, вспомнив о Любви Божией к человеку, подобно ап. Петру всем своим существом обратится ко Христу с воплем сердечным: "Господи, спаси, я погибаю!"

Христос не оставил без помощи Петра. Он тотчас же протянул ему руку и поддержал Своего тонущего ученика, с кротким упреком: "маловерный, зачем ты усумнился?" Смущенный Апостол, вместе со своим Господом, вошел в лодку, ветер утих, и они скоро приблизились к лунным светом залитому берегу.

Так будет услышан Господом и современный маловер, если всем сердцем и помышлением своим обратится ко Христу. Христос есть Любовь, Милость и Сила. Он не оставит его без помощи. Утихнут в душе его волны тревог и страха, благодатный свет озарит душу его, радость мира душевного отразится на лице его. Аминь.

Неделя 9-я по Пятидесятнице

(Матф. 14:22-34).

"Ободритесь, это Я, не бойтесь".

С этими словами обратился Господь к Апостолам. По бурным волнам к ним приближающегося Господа они приняли за призрак и в страхе закричали.

Страх, об этом биче нашей жизни и скажем сегодня несколько слов. Разный он по своему содержанию, разный по причинам, его вызывающим.

Есть страх благоговейный, есть страх и животный. Страх благоговейный лежит в основе религиозного чувства, этим страхом углубляется религиозное чувство человека. Читая Ветхий Завет, мы восторгаемся благоговейным страхом Моисея, когда стоял он перед Купиной Неопалимой, и патриарха Иакова, после ночного видения Лестницы, соединяющей небо и землю. Восторгаемся и благоговейным страхом и судьи Гедеона при виде проявления силы Божией, и пророка Исаии, когда он, видя славу Божию, воскликнул: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа". Благоговейный был страх и тех, кто видал чудеса, совершаемые Иисусом Христом и Апостолами. Благоговейным является и страх, с которым мы приступаем ко св. Чаше, сознавая наши греховность и недостоинство.

Страх животный — этот страх вызывают в человеке жизненные неудачи, стихийные бедствия и над человеком нависшая, ему угрожающая чужая злая воля. Кто не знает этого чувства, кто не пережил его? Можно смело сказать: современный человек находится в плену у этого именно страха, он всюду подстерегает его. Чем это объяснить? Не тем ли, что современная жизнь устрояется не по воле Творца и Промыслителя мира, устрояется не по Божиему закону любви, а устрояется по велениям испорченной человеческой природы и от Бога отпавшего, в потемках блуждающего ума. Устраивая жизнь по своему разумению, человек попадает в плен человеческих условностей, они опустошают душу его и теряет человек в жизни опору. Попадает в рабство страха. Чувство страха чуждо воле Божией, обращенной к человеку: не хочет Господь вызывать страх у человека. "Не бойся", — говорит Господь судье Гедеону. "Не бойся — говорит Бог Аврааму — Я твой щит". "Не бойтесь убивающих тело", — говорит Христос Апостолам, которых ожидают гонения. "Не бойся, малое стадо", — говорит Он Церкви Своей. "Не бойтесь — ободритесь", — говорит Христос Апостолам, застигнутым бурей в море.