Православие и современность. Электронная библиотека

Что такое сто динарий? Динарий — это мелкая серебряная римская монета. А что такое талант? Талант — это крупная денежная единица: один талант равен приблизительно семи тысячи динарий. 10.000 талантов — это десятки миллионов динарий.

Мы с вами неоплатные должники пред Богом. И вот, мы молимся в храме. Как братья и сестры во Христе, как чада Божии, едиными устами и единым сердцем воспеваем хвалу Богу, все приступаем к единой Чаше Жизни, а как только выйдем из храма, и встречая тех, кто чем-либо провинился против нас, мы проявляем к ним непримиримость и неумолимы к ним, хотя их прегрешения против нас не имеют ценности даже одного динария в сравнении с нашими грехами — долгами перед Богом.

Посему-то Бог, сострадающий нам, когда мы предстоим пред Ним в исповеди, в таинстве покаяния, и отпускающий нам наши долги — грехи наши, видя в дальнейшем наше бессердечие и черствость по отношению к обидчикам из числа друзей или знакомых наших, праведно снова предает нас новым истязаниям, искушениям, по слову Спасителя: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своему брату согрешений его".

Итак, дорогие, когда кто-либо прогневил вас, огорчил, нанес вам личную обиду, — воздержитесь от негодования; вспомните громадность вашего перед Богом долга, подумайте как велик этот долг в сравнении с ничтожными долгами в отношении нас обидчиков наших. Если, умоляя Господа, в молитвах к Нему и особенно в таинстве покаяния, о великодушии к нам , — "остави нам долги наша", — мы получаем прощение, — то неужели не окажешь великодушия своему обидчику, неужели не вознесешь о нем молитву, чтобы сохранить чистым сердце свое. Ведь, молимся мы: "сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". И не забывайте о том, что правда за высоким учением Христа, а не за условными и лицемерными правилами светского образования и поведения. Аминь.

Неделя 11-я по Пятидесятнице.

"Отче наш... остави нам долги наша, якоже и мы оставляем..."

"Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи раз?" — вопросил Господа Иисуса Христа апостол Петр. Иудейская казуистика позволяла прощать до трех раз. Ап. Петр полагал, что Новый Закон, полный любви и благожелательности, должен идти дальше, но не больше как до семи раз. Он еще не сознавал того, что, прощая обиды другим, человек лишь предоставляет другим то, что в более значительной мере сам получает от Бога. Христос отвечает апостолу Петру, что пределом снисходительности к обидчику и к заблуждению ближнего должна быть не цифра, а сознание собственного недостоинства пред Богом. Эту мысль пояснил Господь трогательной притчей.

"Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими". Царь — это Бог, а слуги — это мы, Его служители. Не раз, в период нашей земной жизни, еще до торжественного и окончательного приговора над нашими делами, Господь предоставляет нам возможность подвергнуть нашу жизнь проверке, чтобы направить ее на истинный путь. Голос совести, пробуждаемый благодатью, укорительное слово наших друзей, удары судьбы — все это, по милости Божией, пробуждает человека от его духовного и нравственного усыпления и заставляет помнить о том, что придется ему дать отчет о своей жизни.

И вот, "приведен был к царю слуга, который должен был ему 10,000 талантов". Это громадная, неоплатная сумма, равная 24,000 долларов. Не мог должник покрыть свой долг. Царь повелел продать его в рабство вместе с женой и детьми. Ветхий Завет (4 Цар. 4:1) свидетельствует, что подобное отношение к должникам существовало в еврейском народе. Неоплатный должник, услыхав приговор, бросился в ноги царю, взмолился: "прости, потерпи, я все заплачу". И царь, зная, что никогда должник не будет в состоянии заплатить свой долг, но видя слезы его раскаяния, сжалился над ним и простил ему весь громадный долг.

Представьте себе, с какой радостью вышел он от милостивого царя. Каким чувством благодарности должно было исполниться сердце его. Но вот этот самый человек лукавым оказался. А лукавство неотделимо от жестокости. Облагодетельствованный милостью царя, он встретил на улице своего сослужителя, который должен был ему мелкую сумму: 100 динариев — равные 20-ти долларам, схватил его за горло, начал душить его, приговаривая: "отдай мне, что должен". И в ответ на мольбу несчастного: "потерпи, я все тебе отдам", — посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга.

Разгневался царь, узнав о жестокости облагодетельствованного им лукавого должника, и поступил уже с ним так, как должен был поступить судья с преступником. Вымоливший прощение — судится, как преступник. Господь легче прощает наши грехи против Него, нежели против ближних наших.

Дорогие братья и сестры, каждый из нас является неоплатным должником пред Богом. Спросите: чем же мы задолжены пред Богом? Наши долги пред Ним — это наши грехи, это повседневное нарушение заповедей Божиих, если не делом, то чувством, мыслию и словом, это — и наша неблагодарность за неисчислимые милости Божии. "Мы живем в грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг в небесной книге правды Божией".

Отдаем ли мы себе в этом отчет? Есть ли в нас сознание нашего долга пред Богом? И помним ли мы о том, что каждого из нас призовет Царь Небесный, Господь, к отчету в делах и словах, в помыслах и желаниях? И когда обращаемся к Богу — "Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим" — нет ли в нас лукавства и слышим ли мы к нам обращенное слово Божие: в общении с ближними "отымите лукавство от душ ваших". Лукавство делает человека преступником в очах Божиих.