Православие и современность. Электронная библиотека

Знал всеведущий Господь, что юноша был богат, посему на вопрос: "чего мне еще не достает?" сказал: "если хочешь быть совершенным", — решись на подвиг — "продай имение твое и раздай нищим". "Если хочешь", — говорит Господь, — Я не требую от всех этого подвига, ибо не все могут его понести, но ты ищешь совершенства — так вот, соверши этот подвиг и "следуй за Мной". И юноша, казалось, готовый исполнить повеление великого Учителя, молча "с печалью отошел", ибо "у него было большое имение".

Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. "Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною", — говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания.

А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является "корнем всех зол" (1 Тим. 6:10), дорогие мои братья и сестры, Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный — остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. "Христос — наша Жизнь". "Мы видели новую Жизнь", — говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе.

"Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца", — говорит царь и пророк Давид. Нынешнее Евангелие указывает нам — как нам начинать наше восхождение к Горнему Иерусалиму, — чего должны мы избегать на этом пути, и зовет нас, ленивых и спотыкающихся, к жизни новой, к жизни во Христе. Аминь.

Неделя 12-я по Пятидесятнице

Счастье, — в чем оно и как его достигнуть? Счастье — в оправдании жизни. Счастье — это не минутное удовольствие, не временная преходящая удовлетворенность. Счастье — это непреходящее радостное состояние духа, которое уносит с собой человек, переступая и грань новой жизни.

С вопросом о счастье обратился ко Христу юноша. "Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?" — вопросил юноша Христа. "Соблюди заповеди", — сказал ему Христос. Что означает: "соблюди заповеди"? В заповедях начертан путь нашего восхождения к Богу, путь, ведущий к духовной зрелости, к получению силы Духа Святого чрез свободное, добровольное слияние сердца и воли человека с волей Божией. И завершается этот путь в утверждении человека в любви: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Это — путь к счастью.

Добрым, правильным путем шел в жизни своей юноша: "от юности моей" соблюдаю я все заповеди, — ответил юноша Христу, не заметив, что остановился-то он на полпути, не дошел до конца в своем духовном развитии. Добрый и чистый юноша и, вместе с тем, бедный, он не заметил недостающего в его жизни, не заметил, что не достиг главного, не достиг дара любви: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим", — сказал ему Христос, — "и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, и следуй за Мной".

Исполнение заповедей не есть еще следование за Христом. Исполнение заповедей — это элементарное требование жизни нормального человека. Таков был ответ юноше. И юноша, услыхав слово Спасителя, "отошел с печалью".

Итак, в Евангельском чтении сегодняшнего дня указывает Господь на то, что исполнение заповедей Божиих, данных чрез Моисея, является лишь начальной ступенью, ведущей к духовной зрелости человека, и что следующей ступенью в оправдании жизни, в достижении счастья, является утверждение человека в любви. С печалью отошел юноша от Христа, слово Спасителя не вместилось в его сердце.

Благословенно, дорогие, богатство; однако, благословенно оно там, где совершается служение высшей ценности, где служит оно средством для достижения какой-либо высокой цели, служению ближним, укреплению для всех нас общего Дела — Дела Божия на земле. Но если человек, будучи равнодушен к высшим целям, к общему для всех Делу, в то же время проявляет неравнодушие к материальным благам, о нем можно сказать, что он — язычник, идолопоклонник, что это духовно разложившийся и умственно дряхлый, несмотря даже на свои молодые годы.

Мы с вами ученики Христовы. Как таковые, следуем ли мы за Христом? Или, подобно евангельскому юноше, и наше сердце не приемлет слова Господня? Ведь, жизнь, дорогие, без любви к Богу и к ближнему — это жизнь вне Бога, жизнь без Бога, а лишь пребывание в украшающей жизнь религиозной традиции, это — жизнь в самообмане.

Говоря о трудностях, которые вызываются в духовной жизни материальными излишками, поражающими наши сердца и волю, Господь предупреждает нас, чтобы мы с вами не впали в самообман. Двусоставен человек: это — плоть и "внутренний человек", "я". Или иначе: человек это "я", облеченный в рубашку, которую когда-то сброшу с себя, по словам св. Иоанна Златоуста. Так вот, чем мы живем, — запросами "внутреннего человека" или запросами плоти? Нынешний человек руководствуется, в большинстве, требованиями плоти, живет плотским мышлением, подавлен в нем в плоть облеченный "внутренний человек", плотским стал человек и... душевно плоским. Посему-то он неизбежно впадает во власть самомнения, своеволия и самолюбия, он лишь моментами вспоминает о Боге и жизнь его протекает вне Бога, без Христа. А там, где сердце и ум находятся во власти самомнения и самолюбия, там нет места действию Духа Святого, там действует "дух времени" и, увы, человек-христианин впадает в состояние тоски, неудовлетворенности, им овладевают пустота и растерянность, и он легко может очутиться в рядах распинателей Христа и Церкви Его. Счастье им не достигнуто. Оно не в богатстве, не в высоком положении в обществе. Счастье в веселии духа, в мире душевном. Оно всем открыто. И обретается оно подвигом личной духовной жизни, слиянием своей воли с волей Божией, жизнью во Христе. Аминь.