Православие и современность. Электронная библиотека

Страшным предостережением заключил Господь ответ свой апостолу Петру, вопросившему: "сколько раз прощать брату моему?" — "так и Отец Мой Небесный поступит с вами (как с преступниками), если не простит каждый из вас (не наружно, но искренно) от всего сердца своего брату своему согрешений его". Аминь.

Неделя 12-я и 30-я по Пятидесятнице

(Матф. 19:16-26; Лук. 18:18-27).

"Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" — спросил юноша Христа. И ответил ему Господь: "Если хочешь" вечной жизни, "соблюди заповеди". Насильно никого не спасает Господь, посему и говорит: "если хочешь", и не сказал: "исполни", так как не в состоянии человек, с его поврежденной природой, исполнить все, а сказал: "соблюди", это значит — не теряй их из вида, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними мысли и дела твои. "Какие заповеди?" — спрашивает Христа юноша, и слышит в ответ: "Не бери чужого, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь: и люби ближнего, как самого себя".

Всех ли нас, дорогие во Христе братья и сестры, нас христиан, занимает вопрос: что делать, чтобы иметь жизнь вечную? Путь к жизни вечной начинается с соблюдением заповедей Божиих. И отличительной чертой человека, соблюдающего заповеди, являются преданность Богу и простота сердца. А где простота сердца, там и смирение, там сознание своей недостаточности и желание роста духовного. Смиренный человек никогда не любуется собой и не ведет счета своим добрым делам.

Не так думал о себе Христа вопрошавший юноша, потому и смело отвечает Христу: "Все это сохранил я от юности моей". Неправду сказал о себе самодовольный юноша. Не проверив глубины своего сердца, он не заметил, что не исполнена им главная заповедь — заповедь о любви к ближнему, ибо, если бы любил он ближнего, как самого себя, он бы без труда использовал свое богатство для служения несчастным.

Знал всеведущий Господь, что юноша был богат, посему на вопрос: "чего мне еще не достает?" сказал: "если хочешь быть совершенным", — решись на подвиг — "продай имение твое и раздай нищим". "Если хочешь", — говорит Господь, — Я не требую от всех этого подвига, ибо не все могут его понести, но ты ищешь совершенства — так вот, соверши этот подвиг и "следуй за Мной". И юноша, казалось, готовый исполнить повеление великого Учителя, молча "с печалью отошел", ибо "у него было большое имение".

Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. "Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною", — говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания.

А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является "корнем всех зол" (1 Тим. 6:10), дорогие мои братья и сестры, Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный — остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. "Христос — наша Жизнь". "Мы видели новую Жизнь", — говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе.

"Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца", — говорит царь и пророк Давид. Нынешнее Евангелие указывает нам — как нам начинать наше восхождение к Горнему Иерусалиму, — чего должны мы избегать на этом пути, и зовет нас, ленивых и спотыкающихся, к жизни новой, к жизни во Христе. Аминь.

Неделя 12-я по Пятидесятнице

Счастье, — в чем оно и как его достигнуть? Счастье — в оправдании жизни. Счастье — это не минутное удовольствие, не временная преходящая удовлетворенность. Счастье — это непреходящее радостное состояние духа, которое уносит с собой человек, переступая и грань новой жизни.