Православие и современность. Электронная библиотека

(Матф. 22:23-46).

"Аз есм дверь, Мною аще кто внидет, спасется".

"Когда придет Хозяин виноградника, что сделает со злыми виноградарями?" — спросил Христос окружавших Его, и был их ответ: "злодеев сих Он предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим". Таким образом, фарисеи своими собственными устами признали, что справедливость Божия требует отнять у них их исключительные преимущества в семье народов и передать их новому народу Божию. Та же мысль была выражена Христом и в притче о брачном пире царского сына, которую Христос закончил словами: "много званных, но мало избранных".

Столь ясные, по своему значению и мысли, притчи все больше озлобляли главарей народа и фарисеев. Боязнь народа, перед которым Господь уже открыто объявил Себя Мессией, сдерживала их готовность схватить Его. Для этой цели они прибегают к коварству, они ставят дело Христа на политическую почву. Со льстивым притворством обращаются они ко Христу: "Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и истинно учишь пути Божию, и не заботишься об угождении кому-либо, скажи, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?". Зная их замыслы, Господь ответил: "Что искушаете Меня, лицемеры! Покажите Мне монету, которою платится подать. Чье это изображение и надпись"? — "Кесаревы", отвечали искусители. — "Так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу", — сказал им Христос. Таким образом, злой замысел фарисеев разлетелся в прах пред Божественной мудростью Христа.

После вопрошавших фарисеев выступают саддукеи, относившиеся к Христу с высокомерным презрением. Так как молва о великом Учителе гремела по всему Иерусалиму и им стало известно о необычайных притчах и ответах, которыми Христос поразил фарисеев, саддукеи решили испытать Господа в знании закона и иудейского богословия. Для этого они выбрали из области раввинской казуистики следующий случай: одна женщина последовательно была женой 7-х братьев, из которых каждый умирал бездетным, и вот спрашивают они Христа: кому из 7-х она будет принадлежать по воскресении?

Сами саддукеи отрицали воскресение и загробную жизнь, но этим вопросом хотели они поставить Христа в затруднительное положение и осмеять Его перед народом. Но Господь, с обычным спокойствием, обличил их в незнании и в неправильном понимании св. Писания, и саддукеи понесли заслуженное поражение.

Тогда снова фарисеи решили испытать Его вопросом, и один законник спросил Его: "Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе"? Вопрос о большей заповеди запутывался в бесконечной раввинской казуистике, и среди законников шли постоянные споры о том, исполнение какой заповеди соответствовало бы понятию праведности. "На двух заповедях утверждаются Закон и пророки: возлюби Господа Бога Твоего, — это главная и наибольшая заповедь, и ближнего твоего как самого себя", — ответил Христос законнику.

Любовь — это искра божественного огня в сердце человека, а огонь не может не согревать. И если любовь твоя не согревает ближнего, значит — нет в твоем сердце любви.

"После этого никто не смел спрашивать Его", — говорит Евангелист. И тогда Христос Сам обратился к ученым фарисеям и саддукеям с вопросом, ответ на который должен был просветить их относительно правильного понятия о Мессии. В своем политическом мудровании и ослеплении они ожидали увидеть в Мессии политического завоевателя, который покорит для них весь мир со всеми его сокровищами, а так как Христос не соответствовал этим ожиданиям, то они объявили Его обманщиком и соблазнителем народа. Чтобы навести их на истину, Христос спросил их: "Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?" Без колебаний они ответили Ему: "Давидов", это было известно каждому отроку. Сыновством определялось лишь внешнее плотское отношение Христа к царю Давиду. Но так как вожди и законники иудейские считали Мессию за простого человека, Господь, исправляя их ложное мнение, говорит им: "Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, сидящим одесную Бога? Рече Господь Господеви моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих, — если Давид называет Его (Мессию) Господом, как же Он сын ему?"

Дорогие, если бы вожди народа и законники — тех времен и нашего времени — знали истинное достоинство Мессии, то увидели бы, что признаки Мессии, возвещенные Богом Отцом чрез пророков, находят полное соответствие в лице тогда и ныне ими гонимого Иисуса Назарянина.

Вместе с пророком Исаией и ап. Павлом мы верим: придет время, когда ветхий Израиль поймет, что два завета, Ветхий и Новый, не суть две различные религии, а только две ступени одной и той же Богооткровенной религии, начавшейся личным отношением между Богом и человеком в завете Авраама и Моисея и утвержденной теснейшим личным соединением Бога и человека в Новом Завете Мессии — Господа Иисуса Христа. И тогда прекратится, закончится Голгофа Церкви — Голгофа Народа Божия. Аминь.

Неделя 16-я по Пятидесятнице

(Матф. 25:14-30).