Православие и современность. Электронная библиотека

Горькая правда, но такова ныне семья православная. Потому-то души детей слагаются, растут и зреют, в разлагающей среде современной школы и улицы, питаются ядом "комиксов" и развращающих фильмов.

Могут ли противостоять этому домашняя молитва и храм? Родители, в громадном большинстве, не побуждают к домашней молитве детей своим личным примером; поэтому, подрастая, дети перестают молиться. А храм? И тут грех на родителях: многие ли родители подают своим детям добрый пример отношения к храму, как к святыне, как к дому Божию? Кто из вас входит в храм в тишине своего сердца, в молитвенной сосредоточенности, с должным благоговением прибывает в храме во время всей службы? Не предаются ли разговорам многие родители, когда читает батюшка Евангелие или произносит поучение?

При наличии всех этих недостатков, удивляться ли нам разрыву духовной связи детей-подростков с их родителями. Безцельность в духовно-идейном плане жизни родителей и их житейская суета, приукрашаемая лишь внешне поддерживаемыми церковными традициями и разными развлечениями, не могут служить росту и укреплению внутренней связи детей с их родителями. Наступает разрыв и дети внутренне удаляются от своих родителей.

Нынешняя христианская семья не готовит из своих детей и человека для жизни. Готовят их в направлении умения устроиться, пристроиться, готовят хищников. Скажите, часто ли папа и мама беседуют с детьми, да и вообще беседуют ли о том, что жизнь есть труд, что человек должен жить и трудиться для дела Господня на земле, для ближних, гонимых, для Христовой Церкви, для своего народа?

Скажите, что получает ребенок в семье вне страниц учебника? Чтение? — часто весьма сомнительного содержания книг, и развлечения? — также весьма сомнительного свойства. Сам наблюдаю, как родители, сызмала, потакают детям своим в их прихотях, — как в жертву этим прихотям приносятся и чувство долга, и чувство чести и служба церковная, даже в двунадесятые праздники; детей приучают к мысли, что храм с его богослужением лишь некая пристройка к жизни, необязательная, и без нее можно обойтись; наблюдаю, как дети обманывают своих родителей и родители идут им навстречу...

Что же делать? Необходимо, чтобы родители к самим себе строгость проявляли, необходимо в основу жизни семьи положить религиозное, не отвлеченно религиозное, а православно-религиозное начало, ясно, конкретно выраженную христианскую духовную основу, чтобы была св. икона в доме не мертвой традицией, ни к чему не обязывающим обычаем, а свидетелем присутствия Божия в жизни семи, чтобы Христос был жизнью и родителей и детей.

В этом да поможет всем вам, родителям, детей ваших любящий Господь! Аминь.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

"Помилуй меня... дочь моя жестоко беснуется".

Много тем для бесед дает нам нынешнее Евангельское чтение.

Во-первых, нельзя не остановиться на словах: "Я послан к погибшим овцам дома Израилева". Почему к "погибшим"? Потому, что, вместо пастырей, у народа ветхозаветного — ко времени пришествия Мессии — были наемники. В этом слове произносится суд над ветхозаветным пастырством.

Вторая тема дается в словах Христа: "не хорошо взять хлеб у детей и бросить его псам". Дети — это иудейский народ, псы это все иные народы. Кратким словом обличает Мессия-Христос фальшь иудеев, и эта фальшь заключалась в том, что они присвоили себе исключительное право быть детьми Божиими.

Третья тема: дивное сокровище веры, сила неотступной молитвы. На примере женщины-хананеянки, язычницы, Христос-Мессия дает понять иудеям, гордившимся тем, что они "дети Авраама" — дает понять, что и язычникам открыты объятия Отчие.