Православие и современность. Электронная библиотека

Четвертая тема: "Помилуй меня... дочь моя жестоко беснуется". И на этой теме мы и задержим наше внимание. "Больная, беснующаяся дочь моя не чувствует болезни", — как бы так говорит Господу мать-язычница — "а я терплю страшные муки, я больна, я чувствую ее болезнь... Помилуй меня... Возврати здравый смысл моей дочери".

Дорогие мои, мы ныне окружены беснующейся молодежью. Примеры беснования перед нами, их не надо искать: они в семьях христианских. Разные формы бывают беснования, но всем проявлениям беснования присуща потеря здравого смысла. И скорбит Христова Церковь о том, что родители-христиане не страдают о своих детях так, как страдала о своей дочери мать хананеянка, язычница. Разве не убаюкивают свою совесть многие родители беснующихся детей рассуждениями о том, что ныне, мол, такое время, что так, мол, ныне все поступают и живут? Есть ли в этих родителях вера в помощь Божию и проявляют ли они настойчивость в молитве о своих безумных детях, подобную настойчивости язычницы-хананеянки?

Дети — это Божие благословение. Дети — это оправдание жизни родителей. Дети — это радость родителей. И мы видим как родители радуются о детях своих. Но какая мелкая эта радость! Она вытекает из житейских успехов детей. Справедливо говорит об этой радости премудрый Соломон: "не радуйся о детях твоих... если нет в них страха Господня — не верь и жизни их, ибо зарыдаешь великим плачем, неожиданно узнаешь о гибели их".

Так, именно плачем, кончается поспешная радость родителей о детях, осыпаемых восхищением и похвалой с их раннего возраста: "Ах, мой ребенок... Вы знаете, мой ребенок преуспел... отличился!".. и прочие безумные глаголы, в которых тля скрыта. Это не та радость, которая нужна нам, родителям; легко и быстро приводит она к разочарованию. В итоге воспитания должна придти та радость, которая и за гробом не оставит нас.

Как же получить, как добиться этой радости? Получить эту радость мы можем лишь в том случае, если привьем детей к Лозе плодоносящей, т.е. ко Христу.

Родители, разве вы не замечаете, что причина беснования детей лежит в том, что сами вы лишь внешне христиане, бытовики, лишенные духа Христова? Дети чувствуют и часто видят всю фальшь в вашей христианской жизни, непоследовательность ваших мышления и поведения. Привить ребенка к Лозе Живой, ко Христу, можно только: примером жизни во Христе самих родителей; внушениями — вытекающими не из общих отвлеченных рассуждений, а из примера личной жизни отца и матери; строгостью к ребенку с раннего возраста и ограничением его свободы во имя полезного труда. Иного пути и иных возможностей, которые бы привели родителей к радости о детях, нет.

На этом трудном пути и благословенном пути и да утвердит Господь родителей-христиан в их заботах о детях. Аминь.

Неделя 18-я по Пятидесятнице

(Лук. 5:1-11).

Третье воскресенье подряд раскрывает пред нами Господь значение таланта веры, вложенного Творцом в каждого человека. Вера приводит к смирению пред Творцом, как к творческому началу жизни. Видя глубочайшее смирение язычницы-хананеянки, сказал ей Господь: "О, жено, велика вера твоя! Да будет по желанию твоему".

Талант веры — это не мертвый капитал, а двигатель сердца, мысли и воли человека, это — зерно живое, оно должно быть применено к жизни, и первым его плодом бывает смирение, а затем послушание Богу. А что такое послушание? Послушание — это принятие слова Божия, слова Евангельского в свою волю, тогда воля Христа сливается с волей человека, становится для него законом, и эту волю уже Христову исполняет человек. Таким образом достигается то, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: "Уже живу не я, а живет во мне Христос".

Пример такого принятия в свою волю слова Божия, пример применения к жизни таланта веры, дает нам Евангельское чтение о богатом улове рыбы.

"Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение", — этими словами пророка Исаии начал Христос Свою первую проповедь в синагоге г. Назарета. На эти слова Христовы книжники, эти слепые вожди народа, ответили злобным огнем зависти и ненависти, вывели Иисуса за город, чтобы там, со скалистого обрыва скалы, свергнуть Его. Но Иисус "прошед посреди них, удалился".