Православие и современность. Электронная библиотека

"Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден", — возгласил Господь на горе блаженств. О милосердии беседовали мы с вами в прошлый воскресный день. Сегодня же Евангельское чтение говорит о превосходящих разумение неизмеримых делах любви и милосердия Христовых.

Сойдя с горы блаженств, сопровождаемый множеством народа, не хотевшего расстаться с дивным Божественным Учителем, Иисус Христос делами подтверждает Свое учение о любви и милосердии. По пути к городу Наину, он исцеляет словом Своим прокаженного, многих бесноватых, исцеляет в Капернауме слугу сотника и расслабленного, но за этими изумительными событиями последовало еще более поразительное дело милосердия.

При входе в город Наин представилось Ему печальное зрелище: из ворот города выносили для погребения тело умершего юноши. Юноша этот был "единственный сын у матери, и она была вдова". Страшная скорбь матери болью отозвалась на бесконечно любящем сердце Спасителя. Сжалившись над несчастной матерью и сказав ей: "Не плачь", Он подошел к открытому гробу, в котором лежал умерший юноша, и, не обращая внимания на чисто обрядовое постановление, прикоснулся к нему. При виде этого все замерли в ожидании. Объятые недоумением, как это Он, вопреки запрета учения старцев, прикасается к мертвецу, объятые страхом носильщики остановились. И вот, среди убитых горем матери и сопровождающего ее народа, раздался спокойный голос Христа: "Юноша, тебе говорю: встань". Этот голос, проникший в таинственную область смерти, потряс самое царство ее. Это был голос Начальника жизни, Владыки над мертвыми и живыми (Рим. 14:9).

Мертвый встал и начал говорить. И Спаситель взял его и "отдал юношу матери его". При виде этого всех объял страх, и все славили Бога. Мы же, слушая Евангельское повествование, из глубины сердца восклицаем: о, непостижимая глубина любви Божией к человеку! К Тебе, Господь, и мы немощные взываем: милостью Твоею не оставь нас!

На другом склоне холма, на котором был расположен г. Наин, находился город, в котором когда-то Елисей воскресил сына гостеприимно к нему относившейся вдовы-матери. А у подножия этого холма расстилалась роскошная равнина, бывшая местом величайших событий знаменитого пророка Илии, который также доказал истинность своего пророческого призвания великим чудом возвращения к жизни сына Сарептской вдовы. При виде воскрешения Иисусом Христом сына Наинской вдовы, народ не мог не вспомнить об этих великих служителях истинного Бога. Но из истории они знали, что хотя эти величайшие из пророков также возвращали одиноким матерям умерших единственных сыновей, делали они это с усилием, с напряженной молитвой, между тем, как Христос совершил это дело милосердия спокойно, мгновенно, Своим именем, единым словом Своим.

Троих из мертвых воздвиг Христос прежде Креста Своего: сына Наинской вдовы, дочь начальника синагоги и четверодневного Лазаря. Будучи же на Кресте, Он воскресил многих: "многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во св. Град и явились многим" (Матф. 27:52-53). Ради нас совершил Господь эти дивные дела, совершил, чтобы привести нас к вере, ибо верой и принятием Его слова мы вводимся в жизнь вечную.

"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Аминь.

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

В своем обращении к евреям (Евр., гл. 11), возвещая о божественности и общеполезности веры, о силе и ее плодах, ап. Павел говорит о будущем всемирном воскресении и напоминает о том, что "верою жены получили умерших своих воскресшими". Слушая Евангелие о воскрешении Иисусом Христом сына Наинской вдовы, невольно перено- сишься к этим женам Ветхого Завета, из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук пророка Илии, вторая — Сонамитянка — своего сына из рук прор. Елисея. Остановим наше внимание на этих двух случаях, о которых повествует Ветхий Завет.

Каждая из тех женщин, прежде, делами засвидетельствовала свою веру. Но пророки, имея своими как бы сотрудниками, веру и богоугодность этих женщин, не довольствовались этим. Так, пророк Илия, в своем молитвенном обращении со стенанием возопил к Богу: "Увы мне, Господи, свидетелю вдовы... Ты озлобил еси еже уморити сына ея", и воззвал: "Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрока сего в онь!" — и бысть тако. Елисей же не только помолился Господу, но и простерся над умершим и таким образом вернул к жизни сына Сонамитянки.

А вот по сегодняшнему Евангелию, Иисус Христос сжалился над вдовой, умершего сына которой выносили из города, и без малейшей задержки, ничего не предпринимая, одним Своим повелением возвращает плачущей матери живым из мертвых ее сына.

Этим Христос единственный показал, что Он — Господин жизни и смерти. Не призывала Его к себе бедная вдова, по Своей воле идет Он для совершения великого чуда, и этим свидетельствует, что Он не только обладает животворительной мощью, но и добротой и милосердием.

Пророк Илия, готовясь воскресить сына Сарептянки, уединяется, и Елисей, взойдя в горницу, где лежал мертвец, затворил двери. Так, оба пророка имели нужду в напряженной молитве; в одиночестве часто легче бывает вознести ум и сердце к Богу. Господь же Иисус Христос, как имеющий власть над жизнью и смертью и отнюдь не нуждающийся в молитве для того, чтобы воскресить отрока, не только имел с Собою Своих учеников, но и окружен был множеством народа. Все видели, все слышали, как Он единым повелением оживил мертвого, по Своему человеколюбию совершил это явно, чтобы всех присутствовавших привести к спасительной вере в Него.