Православие и современность. Электронная библиотека

Притча о Сеятеле. Семя — это слово Божие. Земля сердца человеческие. Дорогие мои, мы с вами христиане. И Богом данную нам жизнь мы понимаем, как служение. Наша жизнь должна быть служением Богу, служением Слову: "Слово плоть бысть... мы видели славу Его, славу Единородного от Отца", — восклицают Апостолы, свидетели земной жизни Единородного. И мы с вами поставлены Промыслителем плечом к плечу для служения словом друг другу.

Наше общение происходит, главным образом, через слово. Но отдаем ли мы себе отчет в том, что человек вообще, христианин же в особенности, должен бережно относиться к слову? Мы встречаемся, собираемся группами, беседуем. Эти встречи и наши слова в беседах отображают наше внутреннее содержание, отображают степень нашей христианской настроенности и меру нашей верности воплотившемуся Слову, Господу Иисусу Христу.

Человек почему-то считает, что, если он находится в обществе, он должен говорить, часто без удержу говорить; почему-то находит нужным и отвечать на каждое слово, на каждое ему сделанное замечание. Не происходит ли это от того, что порисоваться в обществе хочет человек, хочет показаться, хочет показать, что и он умный, или же боится молчанием умалить себя в обществе?

И расточаются слова без всякого к ним внимания в упоении собой, а часто и в гневе. Расточаются слова бесконтрольно, не думает говорящий о том, что эти слова: а) уходят в вечность, а ведь в мире ничто не пропадает, б) не думает о том, что от слов наших мы будим судимы: не Я буду судить вас, а каждое слово, исходящее из уст ваших, — говорит Господь; в) не думает человек и о том, что слова его могут внести в семью и общество разложение и вызвать разделения. Ведь слово — это семя, это и цемент, должный скреплять воедино во Христе и людей и общества.

Подумайте, как легко относимся мы к так распространенной привычке осуждения. Обычно мы не придаем значения этому греху. Собираемся, рассуждаем, разсуждение переходит в осуждение, в "перемывание косточек" знакомых и близких, и мы не считаем это за грех. А ведь осуждение — это пользование словом во зло. И если мы увлекаемся осуждением, как бы наслаждаясь им, оно становится язвой, разлагающей жизнь. Эта язва опустошает духовно осуждающего, и, отталкивая людей друг от друга, вносит разделение.

Почему мы так легкомысленны в обращении со словом? Почему мы так легко грешим против слова? Ведь, "Свет в мир пришел"... А мы? мы создаем рекламу зла, ходим в атмосфере моральнаго разложения, сами создавая эту атмосферу... Почему? Не происходит ли это от того, что мы мало живем духовной жизнью? Не от того ли, что мы теряем способность контролировать себя самих, что тлением полоненные — живем разсеянно? И не от того ли, что добро в нас не суммировано? Что живем мы осколками добра и лишь изредка этими осколками пользуемся. А ведь, не сконцентрированное добро не имеет в нас нужной силы и не светит нам, посему и не замечаем мы в ближних хорошего, нас с ними единящего.

Для подвига общения поставлены мы Промыслителем, общения в молитве, в слове и в несении тягот друг друга. И в этом подвиге общения должны мы искать в ближнем положительное. А греховное? — Его отсеет Господь и Сам воздаст каждому по делам его. "Я пришел не судить мир, а спасти мир", — говорит Господь — и в этом мы соработники Богу.

Слово, исходящее из уст христианина, должно быть словом созидающим, не боязненно корректирующим и ко Христу направляющим. По нашему христианскому призванию мы с вами являемся сеятелями в мире сем слова Божия и как таковые — всегда должны помнить сказанное Господом: "Говорю же вам, что за каждое праздное слово выдадите ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих остудишься". Аминь.

Неделя 21-я по Пятидесятнице

Притча о сеятеле. Сеятель — это Господь. Семя — это слово Божие. А почва — это наши с вами сердца. Разная почва — отсюда разный результат всхода и плода в почву брошенного семени.

Обратим внимание на заключительные слово притчи, а именно: "упавшее на добрую землю это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении". В этих заключительных словах Господь указывает на то, что мы, слушающие слово Его, должны, прежде всего, принять это слово, затем — хранить его, но хранить в "добром и чистом сердце", и лишь тогда это слово — как семя — принесет плод мног, т.е. даст нам силы и способность стать подлинно христианами, как по внутреннему строю души, так и во внешних делах наших.

Ап. Павел, в ныне слышанном апостольском чтении, говорит о плодах им, апостолом, принятого и хранимого в чистоте сердца слова Божия: "Уже живу не я, а живет во мне Христос", — "возлюбивший меня и предавший Себя за меня". Слово Божие осветило его мысли и желания, дало направление воле его.

И мы с вами, дорогие, слушаем слово Божие. Но кто из нас может о себе сказать: "уже не живу я, а живет во мне Христос"? Чувствуешь ли ты, христианин, подобно ап. Павлу, что "живет в тебе Христос", что слово Его направляет твои мысли, управляет желаниями твоими и волей твоей, что ты живешь и действуешь во славу Божию? Если не чувствуешь и не замечаешь, то почему? Да потому, что слушая слово Божие, ты, даже восторгаясь им, это слово в себе не хранишь. А не хранишь потому, что сердце твое лишено ответной любви к возлюбившему тебя Господу, лишено чистоты и доброты; потому, что ты "в землю зарыл" данный Богом тебе талант веры.