Православие и современность. Электронная библиотека

Даже, когда стоишь ты в храме, мысли твои блуждают в миражах, в самообмане, в заботах о том, что подвержено тлению и огню, и в результате — изгоняется из сердца возрождающая и питающая мысль и чувство сила слова Божия. Сердце становится неспособным хранить в себе слово Божие и приносить плод. Если же ты не способен к плодоношению, к жизни по Христу и Евангелию, значит ты ложно именуешь себя христианином.

Не удивительно, что современные язычники заявляют христианским миссионерам: мы любим вашего Христа, но мы ненавидим ваше христианство. А ведь если бы мы были не только слушателями слова Божия, но и исполнителями его, то за нами весь мир обратился бы ко Христу, ибо жизнь христиан была бы красноречивее и сильнее всякой проповеди.

Как же нам с вами достигнуть того светлого состояния, к которому зовет нас Христос и о котором свидетельствует ап. Павел? Иначе говоря, что делать, чтобы стать подлинно христианином? Для этого нужна борьба с самим собой. И прежде всего следует следить зорко за своими мыслями. В наших мыслях таится искра, которая или светом озаряет чувства наши, наше сердце, или же тьмой сердце наполняет. Именно через мысль проникает в сердце, в чувство, грех. А чувство переливается в желание и направляет волю. Следует зорко следить за тем, чтобы не угнездились в нас мысли, слову Божию противные, ведущие ко греху; не допустить, чтобы эти мысли отравили ядом греха наши чувства и не толкнули волю к отходу от Христа. Чтобы не допустить засорения сердца, необходимо возможно чаще омывать сердце свое в покаянной молитве, нести свои греховные мысли к исповеди — получить разрешение по слову Самого Господа: "приимите Духа Святого, кому разрешите грехи, тому разрешатся". При частом омовении сердца, слово Божие будет падать на чистую, добрую почву сердца и принесет многий плод в терпении. и лишь тогда мы будем способны стать подлинно христианами, сможем достигнуть того светлого состояния, о котором говорит ап. Павел: "уже живу не я, а живет во мне Христос, меня возлюбивший". Аминь.

Неделя 21-я по Пятидесятнице

(Матф. 13:1-23; Лук. 8:5-15).

Вы слышали, дорогие мои, притчу о Сеятеле и семени. Знаете, что Сеятель — это Сам Спаситель, Сын Божий, а семя — слово Его.

В этой притче показывает Господь, что Бог спасает человека не без участия самого человека. Господь-Сеятель влагает в сердце человека Свое слово животворящее, человек же должен открыть свое сердце, принять в него слово и плод принести. Притчей о Сеятеле человек призывается к духовной активности, призывается возделывать почву своего сердца так, чтобы "мног плод" мог принести он в своем земном бытии.

И всякий раз, когда мы читаем или слушаем притчу о Божественном Сеятеле, мы должны проверять состояние почвы нашего сердца. К какому разряду людей принадлежишь ты: к тем ли, у кого сердце невосприимчиво и нечувственное, в котором слово Божие не находит почвы для своего прозябания, и из которого слово Божие, как вернешься из храма в обычную обстановку, похищается раздражительностью, духом злобы или теряется и гибнет среди забот, греховных помыслов и пожеланий? К тем ли, кто принимает слово Божие с живой радостью, но под влиянием житейских невзгод и испытаний, с такой же легкостью отвергает его, и оно увядает и засыхает в их душе? К тем ли, кто воспринимает слово Божие и дает ему возможность произрастания в своем сердце, но, с течением времени, семя святое заглушают в них чрезмерная привязанность к благам мира сего и обольщение богатством, и оно остается бесплодным? Или же сердце твое представляет собою добрую почву, и ты не только слушаешь, но и понимаешь значение для тебя слова Божия, трудишься и во славу Божию плод приносишь?

Все мы страдаем, видя как настойчиво и быстро поднимаются вокруг нас волны зла. Мы обращаемся к Промыслителю мира с мольбой: Господи, "да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли", и Господь отвечает нам: "Царство Божие внутри вас". Это желанное вами Царство достигается только усилием, — говорит Господь. Это означает, что Господь требует от человека активности; требует активного служения Богу, активного личного совершенствования, активного служения ближнему.

Активны-ли мы, дорогие братья и сестры? В подавляющем большинстве — нет! Мы молимся, призываем Господа — "да приидет Царствие Твое" — вздыхаем и... остаемся пассивными, как бы чуда ожидая. А ведь такое пассивное ожидание чуда осуждено Самим Господом. Молитва и воздыхания, если за ними не следует духовная активность, приводят к самообману, к душевной пустоте и к разочарованиям.

Итак, в притче о Сеятеле Господь объясняет нам насаждение семени Царства Божия и различную судьбу этого семени в разных сердцах.

После притчи о Сеятеле, в притчах о горчичном зерне и о закваске Господь объяснил силу произрастания слова Божия в восприимчивой душе.

Подобно тому, как горчичное семя, одно из самых малых семян, по своей внутренней природе, вырастает в великое дерево, под ветвями которого укрываются от зноя творения Божии, и подобно тому, как малая толика закваски неизбежно квасит все тесто, так и новозаветное Царство, Церковь Христова, несмотря на его скромное начинание, распространит свои ветви по всему миру и осияет его своим внутренним светом и миром, в чем соработником Богу призван сам человек. Это царство Нового Завета, Царство Божие, восторжествует не силой оружия, не насилием, нет, а силой Истины, заключающейся в самом его существе, и этой силой — силой веры и любви оно победит мир.