Православие и современность. Электронная библиотека

В следующей притче — о плевелах, следующей за притчей о закваске, Спаситель предупреждает, что возрастание на земле Царства Божия не обойдется без ухищрений исконного врага, который не преминет употребить все козни своего лукавства, чтобы задержать или остановить возрастание на земле этого Царства, Церкви Христовой, объемлющей все народы. Исконный враг, говорит Господь, усердно сеет плевелы, сорную и ядовитую траву среди пшеницы, чтобы заглушить произрастание на земле Царства Божия.

Если мы с вами — христиане — являемся чадами Света, Божиими детьми, мы должны проявлять в нашей духовной жизни активность, должны мы жить по учению Христа, а не по наставлениям законников, и должны своей жизнью влиять на окружающую нас среду так, чтобы и "плевелы" стали "пшеницей". Аминь.

Неделя 22-я по Пятидесятнице

(Лук. 16:19-31).

Притча а "Богатом и Лазаре". Эта притча занимает особое место среди других притч. Замечательна она тем, что в своих символах приоткрывает завесу загробной жизни человека.

В первых словах говорит эта притча о человеческих взаимоотношениях на земле. Богач в притче олицетворяет тех, кто эгоистически пользуется земными благами, совершенно не думая о несчастных, обездоленных, тех кто отвергает в своей жизни Заповеди Божии, толи по неверию, толи по недомыслию.

Об этих людях в следующих словах свидетельствует многострадальный Иов: "Они говорят Богу: отойди от нас, не хотим знать путей Твоих. Что Вседержитель, чтобы служить Ему? И что пользы, чтобы прибегать к Нему?"

Нищий Лазарь олицетворяет собою страдающее, часто лишенное самых необходимых земных благ, человечество, людей бедных и больных. Подобно праведному многострадальному Иову, возможно и Лазарь вопрошал в душе своей о причине своих страданий, но он никогда не возроптал на Вседержителя, молчаливо, в терпении и смирении, неся свой жизненный крест.

И вот, умер богатый и его похоронили; умер и нищий и он был отнесен на "лоно Авраама"... И далее, в символических образах, в притче приоткрывает Господь тайну судьбы и потусторонних отношений людей праведных и неправедных. Одни сопровождаются Ангелами на "лоно Авраама", другие нисходят на место мучений, в "ад".

Что такое "лоно Авраама"? Это место — противоположное "аду". "Лоно Авраама" — это, можно сказать, символ преддверия Царства Божия, в то время как "ад" — есть преддверие вечного осуждения, "тьмы внешней". Притча о "Богатом и Лазаре" говорит о том, что "загробный мир", по-еврейски "шеол", включает в себя и преддверие Царства Божия и преддверие "вечнаго осуждения". "В доме Отца Моего обителей много", — говорит Христос. Между этими двумя обителями: преддверием Царства Божия и преддверием "тьмы внешней", — "утверждена великая пропасть", так что, как говорит страждущему богачу Авраам, "хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Умершие, однако, видят друг друга, но помощь одних другим там невозможна.

Из притчи видно, что умершие не отрываются от своих близких, оставшихся на земле: богач в тревоге за своих братьев нечестивых, он боится, что и они придут в это место мучения. Он просит Авраама послать на землю Лазаря, чтобы Лазарь вразумил братьев его. "У них есть Моисей и пророки, у них есть Слово Божие, пусть Его слушают", — отвечает Авраам богачу, — "если Моисея и пророков не слушают", то и воскресшему мертвецу не поверят.

Не слышим ли с вами, в наше время, из уст неверующих: мы бы поверили и в Бога и в жизнь вечную, если бы на наших глазах совершилось бы явное чудо. Так говорят люди лукавого ума! Никакое чудо не может вселить в сердце человека веру и любовь к Творцу. Вера пробуждается чистым сердцем и Словом Божиим, а не видением чуда. Увидав чудо, человек с лукавым умом и нечистым сердцем, всегда скажет: "это обман зрения", или "это обман чувств", или "это нам показалось".

Чтобы не разделить нам в той — загробной — жизни участь богатого, Господь наставляет нас следующим словом: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне". Это слово Христово остается непреложным для всех, искренно ищущих Бога и ищущих осмысленной жизни. Аминь.